Совместный бизнес: как оформить договор и вести дела.
Договор о совместной деятельности, или по-другому договор простого товарищества, предприятия заключают, когда им выгоднее работать не в одиночку, а объединиться. Например, у фирмы есть перспективный проект. Но чтобы его реализовать, нужно специальное оборудование, которого у этой фирмы нет. В то же время другое предприятие, также заинтересованное в проекте, подобным оборудованием располагает. Тогда они решают действовать совместно. Тем более что при этом не нужно вносить какие-либо изменения в учредительные документы фирм - они остаются самостоятельными предприятиями.
Главный бухгалтер одного из этих предприятий должен вести учет совместных дел. И соответственно составлять два баланса: своей организации и баланс по совместной деятельности.
Как заключить договор о совместной деятельности? Как делать вклады в общий бизнес? Как вести дела? Обо всем этом вы узнаете из нашей статьи.
Как заключить договор о совместной деятельности
Сразу оговоримся: заключать его Гражданский кодекс РФ позволяет только коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям (п. 2 ст. 1041 ГК РФ). Если, конечно, речь идет о бизнесе. Получается, что вашим партнером не может быть, скажем, бюджетное учреждение или гражданин - не предприниматель.
Теперь о форме договора. Каких-либо особых требований закон к ней не предъявляет. А это значит, что в'ам достаточно письменно оформить свою договоренность - и соглашение заключено.
Ни в каких государственных органах этот документ регистрировать не нужно. А надо ли идти к нотариусу? По закону - не обязательно. Но если вам или вашему партнеру кажется, что так будет надежнее, то отправляйтесь в нотариальную контору - там ваш договор обязаны заверить.
Срок, на который заключается договор о совместной деятельности, может быть любым. Более того, вы вправе его вообще не оговаривать. А если сочтете нужным, то можете прописать в договоре так называемое отменительное условие. Это значит, что договор будет оставаться в силе, пока не произойдет конкретное событие. При этом точная дата, когда это случится, неизвестна. Например, договор действует, пока не закончится строительство офиса.
Как объединить вклады
Пример 1
ООО "Дилижанс" и ООО "Транзит" решили вместе оказывать транспортные услуги. Для этого они заключили договор, который вступает в силу 31 марта 2003 года и перестает действовать 1 марта 2004 года.
В качестве вклада в совместную деятельность ООО "Дилижанс" передало два легковых автомобиля. А ООО "Транзит" делает свой вклад деньгами -вносит 800 000 руб.
Организации решили, что их доли равны. Получается, что автомобили, поступившие от ООО "Дилижанс", стоят 800 000 руб. А между тем их балансовая стоимость только 600 000 руб. Сумма амортизации, начисленной по автомобилям к 31 марта, равна 100 000 руб.
Договор о совместной деятельности будет действовать менее года. Следовательно, бухгалтеру ООО "Дилижанс" нужно использовать счет 58 "Краткосрочные финансовые вложения".
31 марта 2003 года в учете ООО "Дилижанс" будут сделаны следующие проводки:
ДЕБЕТ 01 субсчет "Выбытие основных средств"
КРЕДИТ 01 субсчет "Основные средства в эксплуатации"
- 600 000 руб. - отражена первоначальная стоимость автомобилей, переданных в совместный бизнес;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет "Выбытие основных средств"
- 100 000 руб. - отражена сумма амортизации, которая начислена за время эксплуатации автомобилей;
ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы"
КРЕДИТ 01 субсчет "Выбытие основных средств"
- 500 000 руб. (600 000 - 100 000) - отражена остаточная стоимость автомобилей, переданных в совместный бизнес;
ДЕБЕТ 58 субсчет "Вклады по договору простого товарищества"
КРЕДИТ 91 субсчет "Прочие доходы"
- 800 000 руб. - переданы автомобили для совместного бизнеса;
ДЕБЕТ 91 субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов" КРЕДИТ 99
- 300 000 руб. (800 000 - 500 000) - определен финансовый результат от выбытия автомобилей.
И все же на практике партнеры, как правило, отказываются от равенства долей. Они предпочитают, чтобы размер доли зависел от величины вклада. И это неудивительно, ведь чем больше доля организации, тем большую сумму она получит из общей прибыли. Именно таким образом надо распределять доходы, полученные от совместной деятельности, согласно статье 1048 ГК РФ.
Впрочем, вы можете прописать в договоре и другой способ распределения прибыли. И вообще, если вы решили, что ваши с партнером доли не равны, то очень важно точно установить в договоре величину каждого вклада. Тогда гораздо проще распределять не только доходы, но и расходы. Кроме того, это пригодится, если придется выплачивать долю участника по требованию его кредитора. Кстати, если по каким-то причинам вы не определили стоимость ваших вкладов в договоре, то можно сделать это позже -в отдельном письменном соглашении.
Конечно, если вы внесли в совместный бизнес имущество или деньги, то установить стоимость вклада несложно. Однако в пункте 1 статьи 1042 ГК РФ сказано, что вкладом могут быть:
- имущественные и неимущественные права;
- навыки и умения;
- знания;
- авторитет, деловые связи и т. д.
Как вы понимаете, определить стоимость такого вклада, как деловые связи, непросто. В подобной ситуации мы советуем обратиться к независимому оценщику. Тогда в дальнейшем вы избежите недоразумений и споров с партнером.
На практике у бухгалтеров нередко возникает вопрос: нужно ли, передав имущество в совместную деятельность, начислять налог на добавленную стоимость? Нет, ведь это не является реализацией. Так сказано в статье 39 НК РФ.
А вот налог на имущество, которое вы внесли в совместный бизнес, платить необходимо. Это следует из статьи 2 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий". При этом исходить нужно из остаточной стоимости имущества. Кстати, это подтверждает и сложившаяся арбитражная практика. В качестве примера можно привести постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 января 1999 г. N Ф04/58-545/А45-98.
Как вести общие дела
Порядок, в котором ваша организация будет сотрудничать с партнером, необходимо определить сразу же - когда составляется договор о совместной деятельности. Кто из вас должен находить клиентов и поставщиков, вести переговоры, заключать сделки -все это надо там прописать. Статья 1044 ГК РФ предлагает нам три варианта ведения общих дел.
Первый вариант - правило, применяющееся автоматически, если о порядке ведения дел не упомянуто в договоре. В соответствии с ним каждый из предпринимателей действует от имени партнерства. В этом случае, совершая сделки, вы предварительно ничего друг с другом не согласовываете. Понятно, что этот вариант можно использовать только в том случае, если вы полностью доверяете своему партнеру.
Второй вариант: вы и ваш "коллега" ведете дела вместе. Всякий раз, перед тем как заключить какую-либо сделку, вам придется получать согласие партнера. Как вы понимаете, это не очень удобно. Поэтому чаще всего в совместной деятельности применяют третий вариант. Здесь суть состоит в том, что вести дела поручено одному из участников договора. Кстати, обычно ему же доверяют и бухгалтерский учет общего имущества. А значит, распределять общие доходы и расходы будет тоже он.
Вполне естественно, что, совершая сделки с поставщиками и клиентами, участник, ведущий дела, должен подтверждать свои полномочия. Для этого он предъявляет доверенность, которую подписали все участники совместной деятельности. Впрочем, можно обойтись и без доверенности. Тогда о полномочиях участника нужно сказать в самом договоре - его копию он и будет предъявлять.
Но допустим, вести общие дела поручено именно вам. Как организовать учет операций в совместном бизнесе?
Сначала откройте специальный банковский счет. Таково требование пункта 8 Указаний. Данный счет предназначен для всех денег, которые "крутятся" в вашем совместном бизнесе. Это необходимо для того, чтобы ваша основная деятельность не смешивалась с коммерческим партнерством.
Далее. Нужно составлять отдельный баланс (сдавать в налоговую инспекцию его не надо). В нем прежде всего следует отразить вклады участников. Но до того как это сделать, необходимо оформить тот факт, что вы получили от них имущество. Таким документом может служить накладная, кассовый ордер. И не забудьте передать вашему партнеру авизо об оприходовании имущества, копию накладной, квитанцию к приходному кассовому ордеру и т. п.
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1.
Напомним: вкладом ООО "Дилижанс" в совместный бизнес являются автомобили, а ООО "Транзит" - деньги.
Ведение общих дел и бухгалтерского учета совместной деятельности поручено ООО "Транзит".
31 марта 2003 года ООО "Транзит" оформило накладную на полученные для совместной деятельности от ООО "Дилижанс" автомобили. Копия накладной передана ООО "Дилижанс".
В этот же день бухгалтер ООО "Транзит" в учете по совместной деятельности сделает следующие проводки:
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 80
- 800 000 руб. - отражена стоимость переданных ООО "Дилижанс" автомобилей;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 80
- 800 000 руб. - отражен вклад в совместную деятельность ООО "Транзит".
В дальнейшем в отдельном балансе вы будете фиксировать все операции, которые совершаются в рамках совместной деятельности. Здесь же нужно отражать распределение прибыли и убытков.
Распределять прибыль (или убыток) нужно следующим образом. После каждого отчетного периода (месяца, квартала - по вашему усмотрению) проводится собрание всех партнеров. На этом собрании вы должны сообщить своим партнерам, каков финансовый результат от совместной деятельности. Затем обсуждается, кому какая доля доходов (или расходов) положена. Все это не забудьте зафиксировать в протоколе собрания. Потом на основании этого протокола вам следует составить уведомление, которое рассылается всем участникам дела.
Можно использовать следующую форму уведомления: "На основании баланса за I квартал 2003 года и протокола N 1 от 10 апреля 2003 года сообщаю, что на долю вашей организации по итогам I квартала 2003 года приходится (указать сумму) прибыли (убытка)".
А зачем нужно такое уведомление? Давайте разберемся. Прибыль, которая получена от совместной деятельности, включается в состав внереализационных доходов предприятия. Как известно, эта сумма облагается налогом на прибыль в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Между тем, согласно пункту 12 Указаний, тот, кто ведет общие дела, обязан предоставлять своим партнерам информацию, которая нужна им для отчетной, налоговой и иной документации. Именно поэтому и надо рассылать уведомление с указанной там суммой доходов от совместного бизнеса. Разумеется, при этом вам придется уложиться в сроки, предусмотренные пунктом 3 статьи 278 НК РФ. Уведомление нужно направить не позднее 15-го числа месяца, следующего за очередным кварталом.
Прекращение договора о совместной деятельности
Естественно, что договор, заключенный на определенный срок, прекращается, когда этот срок истекает. Но Гражданский кодекс РФ предусматривает и другие причины, по которым можно прекратить действие договора о совместной деятельности. Например, это случаи, когда:
- хотя бы один из партнеров обанкротился;
- кто-либо из участников признан недееспособным;
- одного из компаньонов признали без вести пропавшим;
- умер участник - предприниматель;
- ликвидирован либо реорганизован участник - организация. Кроме того, срочный договор можно расторгнуть по требованию одного из партнеров. Но для этого нужна уважительная причина - так сказано в статье 1052 ГК РФ. Правда, какие причины считаются уважительными, кодекс не объясняет. Поэтому вам придется решать данный вопрос самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств. В частности, уважительной причиной можно считать сложное финансовое положение, перепрофилирование предприятия, смену собственника и т. д. Заметьте: в подобных случаях остальным участникам совместной деятельности нужно возместить ущерб, причиненный расторжением договора.
Кроме того, любой из партнеров вправе отказаться от дальнейшего участия в бессрочном договоре. О своем выходе из бизнеса он должен уведомить всех компаньонов заранее, а именно не менее чем за три месяца (п. 1 ст. 1051 ГК РФ). Для этого составляют заявление в произвольной письменной форме.
В заключение рассмотрим еще один момент. Вы имеете право потребовать, чтобы договор о совместной деятельности был изменен или расторгнут в судебном порядке. Так можно поступить, если партнер нарушил условия договора и в результате вы не получили того, на что рассчитывали, заключая с ним соглашение. Об этом сказано в пункте 2 статьи 450 ГК РФ.
***
Указания об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества, утверждены приказом Минфина России от 24 декабря 1998 г. N 68н.
***
Часть общей прибыли положена каждому участнику совместного бизнеса. Но зато нельзя и освобождать кого-либо от общих расходов - таково требование статьи 1046 ГК РФ.
***
На счете 80 учитывают не только уставный капитал, но и вклады в совместную деятельность.
Авторы: О. Субботина, А. Бурцева.
Источник: "Главбух"
|