Какие поправки к закону об АО надо выучить миноритариям
7 июня правительство внесло в Госдуму проект поправок к закону об акционерных обществах. РБК daily попросила прокомментировать их Дениса Спирина, директора по корпоративному управлению Prosperity Capital и участника подгруппы по правовому регулированию корпоративных отношений в рамках рабочей группы по созданию МФЦ.
Внесенный законопроект большей частью основан на рекомендации подгруппы по правовому регулированию корпоративных отношений, которая создана в рамках рабочей группы по созданию МФЦ. На ее рекомендациях основаны следующие нормы законопроекта:
- правило о том, что решение совета директоров (СД) о рекомендованном размере дивиденда должно приниматься заранее, до даты закрытия реестра к собранию, на котором будет рассматриваться вопрос об одобрении соответствующих дивидендов (в законопроекте - за 10 дней);
- правило о том, что решение СД об определении даты закрытия реестра должно приниматься заранее, до соответствующей даты закрытия реестра (в законопроекте - за 10 дней).
Оба предложения направлены на то, чтобы инвесторы заранее, до даты закрытия реестра, узнавали о дате закрытия реестра и о рекомендованном размере дивиденда.
Отдельный блок касается извещения о дате и месте годового собрания акционеров:
- предложение об исключении из закона (об АО. - прим.) нормы о публикации сообщения о собрании «в доступном для всех акционеров издании» (на практике это приводило к публикации сообщений о собраниях в районных газетах, которые никому не доступны) и замене этой нормы на публикацию в печатном издании, распространяемом на всей территории РФ, или на сайте акционерного общества;
- правило о том, что если акционер запросил документы своевременно, до собрания, то они ему должны быть предоставлены, в том числе и после собрания (то есть если эмитент по какой-либо причине не представил документы до собрания, он обязан представить их после него). Проведение собрания эту обязанность не отменяет; на практике так часто бывало, что до собрания документы не дают, а после отказывают на том основании, что оно уже прошло.
Широко обсуждались поправки о доступе к информации компаний миноритариев:
- право на доступ акционеров общества к документам компаний, подконтрольных обществу. Часто бизнес общества или часть его ведется через подконтрольные компании и на уровне этих же компаний, нередко бывают злоупотребления, а миноритарные акционеры материнского общества не могут получить информацию о работе этих структур.
- право доступа акционеров к документам, содержащим коммерческую тайну, в обмен на который общество может потребовать расписку с подтверждением того, что акционер принимает на себя обязанность по соблюдению коммерческой тайны;
- правило о раскрытии контролирующих акционера лиц (это изменения в закон о рынке ценных бумаг).
В законопроекте еще есть что улучшать. Например, не учтен ряд рекомендаций по обеспечению права членов СД на доступ к документам общества, а также рекомендация исключить возможность использования оценочных критериев при рассмотрении требований акционеров о представлении документов. Кроме того, ряд норм законопроекта, такие как правила доступа акционеров общества к документам подконтрольных обществу компаний, правила доступа к документам собрания акционеров, требование о раскрытии контролирующих лиц и ряд других, требует доработки, чтобы они стали нормами эффективного действия.
Есть и негативный момент, противоречащий рекомендациям подгруппы: законопроект сокращает общий перечень документов общества, доступных акционерам.
Рубрика: Юридические услуги
Источник: РБК daily
|