Вычислить мошенника за 10 секунд
Руководитель Центрального каталога кредитных историй Банка России (ЦККИ) Борис Воронин сообщил, что за период с февраля 2006 года уже собралась база из 120 млн кредитных историй. С оговоркой: поскольку в России есть пять крупных игроков на этом рынке («Эквифакс Кредит Сервисиз», НБКИ, БКИ «Экспириан-Интерфакс», БКИ «Русский стандарт», Восточное БКИ), то эти кредитные истории относятся к 57 млн заемщикам. Это, по его словам, «более честная цифра». Всего в России 32 бюро кредитных историй, причем наблюдается тенденция к сокращению их числа – из-за конкуренции (банки стали внимательнее относиться к качеству кредитных историй).
Эти рынки, по словам Воронина, во всех странах тяготеют к олигополиям, поэтому наличие в России конкурентной «пятерки» – главное и преимущественное отличие нашего рынка от иностранных. Также, по данным ЦККИ, с 2006 года существенно снизилась средняя стоимость одной кредитной истории: сейчас это где-то от 5 до 50 руб. (раньше стоимость кредитных историй могла достигать нескольких сотен долларов).
Руководитель ЦККИ также призвал кредитные организации активнее пользоваться услугами БКИ. Борис Воронин напомнил собравшимся банкирам недавний скандал, связанный с аферой, когда строительная компания «СТК Сити Цемент» не вернула двум десяткам банкам кредитов на 441 млн руб. А между тем, кредитная история этого юрлица клиентам БКИ была доступна.
Также Воронин сообщил, что в действующий закон «О кредитных историях» Минфином готовятся поправки: планируется, что бюро кредитных историй будут уполномочены вести учет заложенного по кредитам имущества. Это защитит, в первую очередь, покупателей автомобилей на вторичном рынке (мошенники сейчас практически беспрепятственно перепродают купленные в кредит машины, пользуясь отсутствием единой базы по находящемуся в залоге у банков транспорту).
В свою очередь, гендиректор «Эквифакс Кредит Сервисиз» Олег Лагуткин отметил, что российские банки стали наращивать объемы потребительского кредитования. Так, по его данным, средний кредит физлицу с мая 2010 года увеличился с 52 тыс руб. до 62 тыс. руб.
Что касается просрочек, то, как подсчитали в «Эквифаксе», каждый пятый заемщик с просрочкой в 90 дней становится в дальнейшем злостным неплательщиком с просрочкой в 120 и более дней.
Олег Лагуткин также озвучил несколько цифр по региональной статистике (показатели Чечни, Ингушетии и Дагестана были исключены из обзора, поскольку там эти показатели, как отметил глава «Эквифакса», являются «экстремальными» и требуют подробных и обстоятельных пояснений).
Так, например, из всех розничных кредитов, выданных по каждому региону в мае 2010 года, к настоящему моменту в Еврейской автономной области полностью выплачено 58,39% кредитов, в Москве – 25,55%, а в Тыве – 19%. Однако это не значит, что в Москве или Тыве заемщики хуже. Это абсолютный показатель, не учитывающий линейку предлагаемых банками продуктов (сроки кредитов).
По безнадежным кредитам с просрочкой более 240 дней хуже всего обстоят дела в Бурятии: с мая 2010 года просроченными оказались 16,7% кредитов. Меньше всего таких кредитов в Калмыкии – 2,22% (напомним, что здесь не учитываются северо-кавказские республики).
Директор по продуктам и маркетингу «Эквифакс Кредит Сервисиз» Сергей Харченко поднял основную тему конференции и рассказал об инновациях в сфере борьбы с мошенничествами. Система данных Fraud Prevention Service (FPS), поставляемая «Эквифаксом» банкам, способна за 10 секунд дать оценку кредитной заявке и определить степень риска, связанного с потенциальным мошенничеством.
Как это работает в самых общих чертах. Банк направляет запрос в базу данных FPS, в котором находится информация по кредитным заявкам, поступившим в базу от других банков-участников. Если, например, клиент обратился с просьбами о займах сразу в несколько банков, либо предоставил банкам противоречивые идентификационные сведения, то FPS предупредит банк о риске.
Всего с мая 2010 года базой FPS было обработано около 40 млн заявок. Сейчас этой системой пользуются 11 российских банков (лидеры розничного кредитования), из них пять банков входят в топ-10. Сергей Харченко отметил, что сейчас также ведутся переговоры с двадцатью банками из топ-50 о подключении к системе FPS.
Таким образом, в дополнение к кредитным историям банкам предлагается дополнительный инструмент для проверки «благонадежности» заемщика. Типичный пример: если у гражданина, потерявшего паспорт, не было кредитной истории, то именно FPS поможет зафиксировать паспортные данные, фигурирующие сразу в нескольких кредитных заявках.
Как пояснил Сергей Харченко порталу Банк.ru, стоимость проверки одной заявки для банков в системе FPS стоит от 2 до 6 руб. Всего же из 40 млн заявок, поданных заемщиками с мая прошлого года, признаки потенциального мошенничества система FPS зафиксировала в 4% случаев.
В беседе в порталом Банк.ru руководитель ЦККИ Борис Воронин выразил мнение, что базе FPS, несмотря на все ее достоинства, не хватает «контура опротестования».
Иными словами, в отличие от кредитной истории, содержание которой клиент банка может оспорить, например, в судебном порядке, FPS обратной информационной связи с самим заемщиком не предполагает. То есть, все тот же потерянный паспорт может надолго, если не навсегда, испортить жизнь гражданину, нуждающемуся в кредите.
Рубрика: Банки
Источник: http://credit.ru/publication/show/id/10420/
|