(495) 699-17-43
(495) 699-89-66
www.dgbiz.ru





Оценка бизнеса
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ ПРИ ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА

В настоящее время широко обсуждаются проблемы финансовых рынков, в том числе рынка заимствований (прямого кредитования и/или размещения корпоративных долговых обязательств). Один из аспектов обсуждения - повышение инвестиционной привлекательности данных операций, которая, в свою очередь, обеспечивается надежностью и платежеспособностью заемщика, его бизнеса.

Особенно это актуально при целевом заимствовании малого и среднего бизнеса.

Отсутствие уверенности у кредитора и заемщика в том, что соответствующие инвестиции не только позволят развить бизнес, но и обеспечат выполнение заемщиком своих долговых обязательств, является одной из основных причин, сдерживающих активность на данном рынке.

Определение платежеспособности на основании финансовой отчетности за прошедший период не является достаточным для надежного вывода. Прогнозирование и расчет платежеспособности будут более точными и обоснованными, если учитывать период погашения долга. Точнее, разработка соответствующего инвестиционного проекта, расчет финансовых потоков и эффективности должны осуществляться с учетом анализа и оценки возможных рисков.

Соответствующие международные и отечественные стандарты предусматривают расчет так называемого чистого дисконтированного дохода бизнеса (NPV) - предполагаемый доход в будущем с учетом возможных рисков (убытков) - и ставки дисконтирования (дисконта) - интегральной оценки рисков, определяемой экспертным путем на основании статистики, теории вероятностей и актуарных анализа и оценок. Причем идентификация, анализ, оценка рисков и соответствующее дисконтирование осуществляется дискретно - для каждого интервала планирования бизнеса.

Таким образом, снижение ставки дисконта мерами минимизации и/или покрытия идентифицированных рисков и, соответственно, повышение эффективности/доходности бизнеса и платежеспособности заемщика являются одними из основных задач при решении указанной проблемы.

Кроме того, фактор существующих и возможных рисков играет первостепенную роль при выборе наиболее эффективной и оптимальной модели использования активов и ресурсов рассматриваемого бизнеса. Причем с обязательным учетом достижения приемлемой для потенциального кредитора и/или инвестора доходности.

Основной алгоритм, этапы, методы и инструменты анализа и управления рисками при оценке бизнеса и платежеспособности заемщика представлены на рис. 1.

Основной алгоритм, этапы, методы и инструменты анализа

и управления рисками

----------------¬

¦Сбор информации¦

L-------T--------

------------------------+-----------------------¬

¦/ ¦/

------------+----------¬ -----------+----------¬

¦Существующее положение¦ ¦ Бизнес-план ¦

L-----------T----------- L----------T-----------

¦/ ¦/

------------+-----------------------------------------------+----------¬

¦ Анализ использования активов и ресурсов (финансовых потоков) ¦

L-----------------------------------T-----------------------------------

¦/

------------------------------------+----------------------------------¬

-->¦ Идентификация рисков ¦

¦ L-----------------------------------T-----------------------------------

¦ ------------------------+-----------------------¬

¦ ¦/ ¦/

¦ ------------+----------¬ -----------+----------¬

¦ ¦ Системных ¦ ¦ Несистемных ¦

¦ L-----------T----------- L----------T-----------

¦ ¦/ ¦/

¦ ------------+-----------------------------------------------+----------¬

¦ ¦ Оценка рисков ¦

¦ L-----------------------------------T-----------------------------------

¦ ----------------------+---------------------¬

¦ ¦/ ¦/

¦ --------------+-------------¬ --------------+------------¬

¦ ¦ Определение безрисковой ¦ ¦Определение дополнительных¦

¦ ¦ ставки дисконта ¦ ¦ премий за риски ¦

¦ L-------------T-------------- L-------------T-------------

¦ ¦/ ¦/

¦ --------------+-------------------------------------------+------------¬

¦ ¦ Определение предварительной ставки дисконта ¦

¦ L-----------------------------------T-----------------------------------

¦ ¦/

¦ ------------------------------------+----------------------------------¬

L--+ Определение мер минимизации/покрытия рисков ¦

L-----T------------------T-------------------T-------------------T------

¦/ ¦/ ¦/ ¦/

------+-----¬ ------+-----¬ ------+-----¬ ------+-----¬

¦ Ликвидация¦ ¦Минимизация¦ ¦ Сохранение¦ ¦ Передача ¦

L-----T------ L-----T------ L-----T------ L-----T------

¦/ ¦/ ¦/ ¦/

------+------------------+-------------------+-------------------+-----¬

¦ Определение окончательной ставки дисконта ¦

L-----------------------------------T-----------------------------------

¦/

------------------------------------+----------------------------------¬

¦ Определение чистого дисконтированного дохода (NPV) ¦

L-----------------------------------T-----------------------------------

¦/

------------------------------------+----------------------------------¬

¦ Определение доходности, эффективности ¦

L-----------------------------------------------------------------------

Рис. 1

Сбор и анализ информации

На первом этапе осуществляется сбор и анализ соответствующей внутренней и внешней информации.

Внутренняя информация (собирается непосредственно на данном предприятии):

- ТЭО и/или бизнес-план данного проекта с подробным описанием действующего и проектного бизнеса, в том числе с описанием соответствующих активов, ресурсов и финансовых потоков;

- маркетинговый анализ;

- кредитная история (если имеется);

- прецеденты взаимных претензий с контрагентами;

- база управленческого учета;

- бухгалтерская и аудиторская отчетность;

- предписания надзорных органов;

- интервьюирование персонала

и т.д.

Существующее финансовое положение заемщика определяется на основе анализа внутренней (исходной) информации. Исходная, фактически ретроинформация, является необходимым, но не определяющим критерием платежеспособности заемщика. Данная информация учитывается при прогнозировании соответствующих возможных рисков, соответствующей ставки дисконта и прогнозируемой доходности, обеспечивающей соответствующую платежеспособность (см. рис. 1).

Внешняя информация - сведения, в том числе статистические, по аналогичным предприятиям и проектам данной отрасли и/или сферы.

Идентификация и оценка рисков

На основании и с учетом данной информации осуществляется идентификация возможных рисков: системные и несистемные.

Системные риски - риски макроэкономического характера (инфляционный, политический, процентный и т.д.). Могут определяться как безрисковая ставка дисконта на отечественном финансовом рынке, например как доходности долговых обязательств наиболее надежных государственных и/или корпоративных эмитентов, но не менее уровня прогнозируемой инфляции.

Несистемные риски - специфические риски, характерные для данного предприятия/проекта. Определяются как дополнительные премии за риски.

В итоге интегральная количественная оценка рисков (ставка дисконта) определяется методом кумулятивного построения ("build up" approach):

R(и) = R(б) + ER(i),

где R(б) - оценка системных рисков (безрисковая ставка дисконта);

ER(i) - сумма оценок несистемных рисков (дополнительные премии за риски).

По каждому несистемному риску проводится соответствующий статистический и актуарный анализ и оценки, в том числе по частоте и размеру убытков/ущербов. Количественная оценка каждого идентифицированного несистемного риска осуществляется по формуле:

R(i) = Su x q x (1 + a x m) / S x (1 - f),

где Su - средний убыток по одному случаю (используется внутренняя, внешняя статистика - имеющаяся и/или расчетная, а также накопленная статистика (информация) эксперта-консультанта);

q - вероятность наступления убытка;

a - коэффициент, зависящий от гарантии безопасности;

m - коэффициент вариации убытка;

S - максимальный возможный убыток, определяемый аналитическим экспертным путем (моделирования, прогнозирования) с учетом характера бизнеса и его активов;

f - доля затрат на текущее управление риском (определяется путем прямого подсчета затрат на текущий мониторинг, контроллинг и соответствующие управленческие решения).

Определение мер минимизации/покрытия идентифицированных и оцененных несистемных рисков с целью снижения ставки дисконта.

Основными мерами являются:

- ликвидация риска (специальные дополнительные работы и/или отказ от рисковых мероприятий, конструкций, технологий и т.п.);

- минимизация риска (диверсификация, мониторинг, контроль, надзор, инспектирование, инструктирование, обучение, организация, наличие специальных служб и т.п.);

- сохранение (удержание) риска (игнорирование риска или создание специального резервного фонда для покрытия возможных убытков - самострахование);

- передача риска (поручительство, гарантии, страхование и т.п.).

При этом затраты на реализацию этих мер имеют свой оптимум (рис. 2) с учетом ожидаемой эффективности и дохода от проекта.

Корреляция NPV и затрат на минимизацию/покрытие рисков

NPV

¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦ * *

¦ * *

¦ *

¦ * *

¦ *

¦ * *

¦ *

¦ * *

L--------------------------------------------------------------*--------->

* Затраты на минимизацию/покрытие рисков *

*

Рис. 2

Если окончательная ставка дисконта достаточно велика и/или не обеспечивается необходимая приемлемая для кредитора и/или инвестора доходность бизнеса, то возможен пересмотр варианта использования соответствующих активов и ресурсов.

Таким образом, с помощью прогнозирования доходности бизнеса на основе оценки рисков и расчета чистого дисконтированного дохода можно с достаточной степенью достоверности определить возможности заемщика выполнить свои долговые обязательства.


Рубрика: Финансовые услуги (аудит, бухгалтерский учет и т. п.
Авторы: Терюхов В.Е.
Источник: Финансы, 2010 год