(495) 699-17-43
(495) 699-89-66
www.dgbiz.ru





Инвестиции
Приемный покой

"Первым источником денег для предпринимателя обычно служат три F: friends, family, fools, то есть друзья, семья и дураки",— говорит Дмитрий Юрченко, основатель компании "Кнопка жизни". Впрочем, сам Дмитрий уже нашел бизнес-ангела для финансирования своего проекта. Как создать стартап и где взять деньги для его реализации, он узнал в московской школе управления "Сколково".

В конце прошлого года в "Сколково" вручили дипломы первым выпускникам программы full-time MBA, которые заплатили за учебу по 50 тыс. евро. На рынок вышли 37 специалистов, и теперь российское бизнес-сообщество ждет, как проявят себя выпускники столь масштабного образовательного проекта.

Предполагалось, что свое дело захочет открыть максимум каждый третий (в большинстве западных школ бизнеса таких набирается лишь 5-7%). Но, как выяснил "Секрет фирмы", планируют посвятить себя стартапам, над которыми они работали в рамках одного из учебных модулей, 70% выпускников. Так, Дмитрий Юрченко вместе с однокурсницей Ириной Линник развивает проект в новой для России области mobile health — "мобильного здоровья". Ставку на людей с предпринимательской жилкой руководители "Сколково" делали изначально, но результат превзошел ожидания.

У остальных российских бизнес-школ поводов для радости было меньше: спрос восстанавливается не так быстро, как хотелось бы, да и слушатели стали более разборчивы. Но, несмотря на последствия кризиса, учебные заведения готовятся к новому сезону, запускают новые программы, перерабатывают существующие курсы, а кое-кто даже начал повышать цены.

Классный час

В прошлом году на российском рынке бизнес-образования появился настоящий монстр — на самом "верху" приняли решение объединить Российскую академию госслужбы при президенте РФ и Академию народного хозяйства при правительстве РФ. Формально слияние должно завершиться летом этого года, дальше Российскую академию народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) ждет качественная перестройка. "Развитие академии будет консультировать группа экспертов Всемирного банка. В течение пяти лет они проведут аудит, подскажут, что обновить и улучшить, помогут настроить систему привлечения новых кадров. А главное, станут позиционировать этот самый крупный в Европе вуз как один из топ-университетов мира",— рассказывает президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), ректор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Сергей Мясоедов.

Несомненно, такой мощный игрок заметно обострит конкуренцию между российскими школами. К тому же в одних и тех же аудиториях РАНХиГС будут пересекаться представители бизнеса и чиновники разных уровней, а это важный аргумент для тех, кто не только ждет от бизнес-школы знаний, но и стремится завести полезные связи.

Еще один сильный брэнд появится в Москве осенью: на столичный рынок планирует выйти бельгийская Vlerick Leuven Gent Management School (VLGMS), вернее, ее санкт-петербургский офис (в 2006 году питерская школа "ЛЭТИ-Лованиум" стала подразделением VLGMS). Речь пока не идет об открытии полноценного кампуса — школа будет предлагать на площадях компании Deloitte свою новую программу — глобальную Executive MBA, руководить ей будет специалист, приглашенный из INSEAD. "Наша part-time MBA давно пользуется популярностью среди москвичей. Например, 40% слушателей из последнего набора приезжают из столицы,— рассказывает замдиректора VLGMS Анастасия Коршунова.— Мы решили сделать в Москве новый продукт с акцентом на лидерство и коучинг. Хотим привлечь людей, работающих в мультинациональных компаниях". Курс EMBA рассчитан на 17 месяцев, два модуля пройдут в Бельгии, один — в США. Стоимость программы близка к рекордной для российского рынка — 45 тыс. евро, дороже только EMBA в "Сколково" (90 тыс. евро).

В Северной столице, похоже, тоже обострится конкуренция — на рынок MBA возвращается Высшая школа менеджмента СПбГУ. Подобная программа появилась здесь еще в 2000 году, но через пять лет набор прекратили и переориентировались на Executive MBA. "На программах EMBA мы в основном отталкиваемся от опыта слушателей, пытаемся изменить их видение бизнеса. У MBA будет другая задача — создать это самое видение. Здесь слушатели получат больше знаний и навыков, необходимых для карьерного роста",— рассказывает директор программ MBA Дмитрий Волков. Для поступления на EMBA абитуриент должен иметь более семи лет управленческого стажа, а для MBA — от двух до семи. Набор на обновленную MBA (800 тыс. руб. за два года) откроется осенью, отдельные курсы будут читать на английском языке, в том числе западные преподаватели, некоторые модули пройдут за рубежом.

Сразу после кризиса многие бизнес-школы начали пересматривать свои программы, предлагать больше кейсов и практических дисциплин. Наиболее значимый тренд — отказ от деления на предметы, когда точкой отсчета являются проблемы, решаемые руководителем. Так, например, работает Международный институт менеджмента ЛИНК (МИМ ЛИНК).

Обучение в МИМ ЛИНК в основном дистанционное, для получения диплома MBA требуется три с половиной года. Программа состоит из трех ступеней: базовый курс, специализация, стратегический менеджмент. "Каждый курс живет максимум семь-восемь лет, отдельные модули меняются каждые два года. Некоторые концептуальные вещи, заложенные в программу, мы сейчас пересматриваем. В конце 2010 года запустили новую версию первой ступени МВА, постепенно обновления затронут остальные ступени",— рассказывает ректор МИМ ЛИНК Сергей Щенников.

В частности, меняется технология обучения. Так, ЛИНК отказывается от бумажных версий учебных материалов и активнее использует интернет-дискуссии. Кроме того, изменилась постановка заданий: студентам предлагают ситуации, где высока степень неопределенности, много неизвестных и лишней информации (как и в их текущей деятельности). Слушатель сам должен понять, в чем заключается задача, и найти адекватный инструмент для ее решения.

ЗВОНОК НА УРОК

Президент РАБО Сергей Мясоедов сожалеет, что спрос на MBA растет медленно

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Ценовой вопрос

В прошлом году цены в большинстве бизнес-школ оставались на уровне 2009 года. Но сейчас начинается ценовое оживление, правда, не во всех сегментах. "Чем выше ценовой сегмент, в котором работает школа, тем проще ей при прочих равных повышать цены",— говорит Сергей Мясоедов.

Например, в ИБДА в прошлом году открыли программу EMBA "Стратегическое управление и лидерство", установив цену 1,2 млн руб. И набрали полноценную группу — 35 человек. Тогда как на EMBA в "старом" формате за 800 тыс. руб. пришли всего 24 человека. Что касается программ MBA, ориентированных на средний менеджмент, то здесь ИБДА действовал более осторожно — поднял стоимость примерно на 10%, следуя за уровнем инфляции. Точно так же, по словам Мясоедова, поступают и другие школы.

Пожалуй, дальше всех пошла VLGMS — осенью прошлого года здесь подняли цену на part-time MBA с 15 тыс. до 23 тыс. евро. И в перспективе планируют довести ее до 28 тыс. евро — столько стоит аналогичная программа в Бельгии. Анастасия Коршунова признает, что с повышением цены набор сократился в полтора раза — с 38 до 22 человек, но в деньгах школа почти не потеряла. К тому же вырос процент слушателей, занимающих топ-позиции.

Кадровый голод

Как ожидают многие деканы, восстановление спроса на бизнес-образование может произойти через год-два. "Мы видим, что корпоративные партнеры уже размораживают свои бюджеты на обучение, их интересуют как краткосрочные, так и долгосрочные программы,— говорит заместитель директора департамента программ МВА по развитию МИРБИС Федор Федоров.— Что касается индивидуальных клиентов, то на сегодняшний день спрос на программы MBA остается на уровне прошлого года". Впрочем, декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ Сергей Филонович дает более скептичные прогнозы на будущее: "Рынок бизнес-образования восстановится ровно тогда, когда восстановится бизнес. Частично падение спроса было связано с кризисом, но в значительной степени люди просто потеряли ориентир. Зачем учиться вести бизнес, если бизнес вести не дают?"

Тем не менее школы пытаются вернуть доверие слушателей, в частности решают застарелую проблему с кадрами. В России рынок преподавателей, особенно англоязычных, по-прежнему скуден, к тому же основная их масса близка к пенсионному возрасту. Но некоторые учебные заведения уже перешли от вздохов к действиям. Школы бизнеса Волжско-Уральского региона объединились и создали пул из своих преподавателей, организуют для них учебу, обеспечивают им возможность вести занятия поочередно у каждого из членов альянса. "Очень интересный опыт, к тому же он не требует больших затрат,— констатирует Мясоедов.— Пока его используют в ограниченном масштабе, но скоро эту практику будут копировать и другие регионы".

О том, какие бизнес-школы научились оперативно реагировать на нужды своих слушателей, мы расскажем в сентябре, в нашем ежегодном рейтинге программ MBA.


Рубрика: Финансовые услуги (аудит, бухгалтерский учет и т. п.
Авторы: Юлия Фуколова
Источник: Журнал "Секрет фирмы"