(495) 699-17-43
(495) 699-89-66
www.dgbiz.ru





Инвестиции
Мыльный подход. Как организовать производство и торговлю товарами для мытья.

Важно –правильно назвать

Решение о создании своего производства пришло Я. Берзиньшу случайно. Во время путешествия по Англии в 2000 году он зашел с женой в один из многочисленных магазинчиков товаров для ванны, потом побывал на мыловаренной фабрике и загорелся идеей продавать похожую продукцию в Латвии. Вскоре была закуплена партия канадского мыла и началась его продажа с маленького стенда в торговом центре Mols. «Мыльный» бизнес стал его первым собственным делом, до этого Я. Берзиньш работал менеджером в фирме, торгующей чаем.

«Мы с женой долгое время учились, читали книги, лазали по интернету и в конце концов поняли, что такие же товары можно производить и у нас. В 2001 году мы первый раз попробовали сварить собственное мыло – вспоминает Я. Берзиньш.. Первые кусочки в виде эксперимента были приготовлены дома на кухне. Потом начинающие предприниматели взяли в аренду помещение на Югльской фабрике и устроили там небольшой мыловаренный цех .Стало ясно, что это выгодно. Если готовое мыло закупать за рубежом, то оно со всеми накладными расходами обойдется в 25 латов за кг, а с появлением собственного производства, оно выходило уже по 15 латов за кг.

Название маленькой фабрики возникло спонтанно, но попало в точку. «Эта та самая старинная фабрика, которая была еще в начале 20-го века» - уверены они. Но это не так. «Пусть придумывают – у каждого свои ассоциации, мы от этого только выигрываем» - пояснил Я. Берзиньш.

Ручная работа

Идея развесного ароматного разноцветного мыла впервые возникла в Америке. Лет 10 назад там начался настоящий бум на этой почве. Достаточно быстро оно завоевало и европейский рынок. Латвия не стала исключением, спрос опережал предложение – так семейный бизнес вырос до 7 производственных помещений, а вместо одного магазинчика у фирмы уже 9. Профессионалом в мыльном бизнесе Я. Берзиньш пока себя не считает. По его словам, приготовление мыла можно сравнить с приготовлением пищи. Чуть пересолишь или недосолишь, и совсем другой вкус. Тут важно приноровиться. Тем более, что мыло и соли для ванн готовятся вручную (добавляются ароматизаторы, масла, красители). Аппаратов, которые с точностью до одного миллиграмма высчитывают нужную пропорцию никаких не используют. Процесс не из дешевых. Во-первых, из-за ручной работы, во-вторых, из-за дорогих ингредиентов, многие из которых импортируются из Англии и Голландии. И лишь некоторые экстракты, добавляемые в продукцию, являются нашими местными. Что до рецептов, то и они из Англии. Собственные внедрять в производство Я. Берзиньш пока не решается. Хотя, это, по его мнению, было бы намного выгоднее. Ведь рыночная цена рецепта, например, только одного вида соли для ванн - около 200 латов.

В отборе персонала Я. Берзиньш консервативен и действует по старому и методу – брать своих. Знакомым и родственникам можно полностью доверять, а остальному их можно и научить, считает он. Вначале бизнес был полностью семейным, но со временем совладельцами фирмы стали еще трое человек. Образование в данном случае большой роли не играет – люди должны изучить процесс приготовления продукта, тогда он будет качественным, а значит, раскупаемым. А еще работники должны быть фанатами своего дела – это основная формула успеха, считает г-н Берзиньш. За результатами производства следит один штатный химик и жена Яниса - Зане Берзиня. Естественно, весь товар в обязательном порядке проходит дерматологическое тестирование.

Шоу на покупке

Владелец Stendera ziepju fabrika трепетно относится к оформлению торгового места и самой продукции. «У нас на процессе покупки построено маленькое шоу, которое по душе покупателям. Им не просто выдают расфасованный товар, а взвешивают столько, сколько надо, заворачивают, ставят печать, и конечно же, рассказывают о покупках. Большое внимание уделяется интерьеру и дизайну. Начиная с формы для продавцов и заканчивая подарочными коробочками для продукции. Все это разрабатывает для Stendera ziepju fabrika штатный художник.

Несмотря на то, что в основном торговые точки фирмы расположены в супермаркетах, Я. Берзиньшу гораздо больше нравится идея собственного магазинчика. По его мнению, только там можно создать особую атмосферу для такой специфичной продукции. «В супермаркетах все снуют туда-сюда, как на рынке» - сетует хозяин. Но даже в них он стремится открывать торговые точки не как стенды, а в виде отдельного магазинчика с собственным дизайном и мебелью. По словам Я. Берзиньша, в супермаркетах бизнес идет лучше всего, а для торговли главное – чтобы товар покупали. С проблемами по открытию торговой точки пришлось столкнуться всего один раз в Лиепае. Рядом находилась пиццерия, работникам которой не понравилось мыльное соседство. Но конфликт решился сам собой – они просто привыкли.

Планы с размахом

Свой бизнес Я. Берзиньш называет уникальным - во всей Балтии не существует подобного производства. «В этой нише у нас нет конкурентов. Хотя мылом похожего состава торгуют многие» - сказал он. Они делают то, что мы делали раньше – привозят уже готовую продукцию, например, из той же Англии или Италии.

Планам по расширению бизнеса уделяется немало времени и сил. Недавно был открыт магазин фирмы в Таллинне. «Предприниматели из Эстонии сами вышли на меня и предложили сотрудничество» - пояснил Я. Берзиньш.. До этого их бизнес был связан с косметикой, но было решено поменять направление. Они узнали, что в Риге есть магазинчики, где за мылом стоят, как раньше за колбасой.

Дальнейшие планы фирмы – открытие еще 4 магазинов в Эстонии, а также покорение литовского, польского и российского рынков. Сейчас предложения по сотрудничеству на стадии обсуждения. Намечается и открытие еще двух магазинов в новых супермаркетах Риги.

Г-н Берзиньш сказал, что сам он специально не делал никаких шагов по привлечению партнеров. Люди сами приходили к нему, интересовались. В итоге было принято решение создать собственную систему франчайзинга. Только с гораздо более мягкими условиями, чем у иностранных брэнд- компаний. Например открыть собственный магазинчик Stendera ziepju fabrika апо договору франшизы можно, уплатив приблизительно 10000 латов. В эту сумму входит все – от оборудования магазина до поставки товара.

СПРАВКА

ООО E.Stenders создана в 2001. Учредители - Янис Берзиньш, Зане Берзиня. Количество работающих - 35 человек. Оборот в 2002 году - 20000 латов. Количество торговых точек - 9 (из них три франчайзи).


Рубрика: Производство
Авторы: Алина Лисина,
Источник: Коммерсант Балтик.