(495) 699-17-43
(495) 699-89-66
www.dgbiz.ru





Эффективное ведение бизнеса
Сколько вы стоите?

Существует распространенное заблуждение, что этим вопросом владельцы и менеджеры компании должны задаваться только тогда, когда приходит время продавать бизнес, привлекать инвестиции или размещать акции компании на фондовом рынке. На самом деле, стоимость компании (точнее, ее максимизация) уже давно является основой системы повседневного управления наиболее преуспевающими компаниями Европы и Америки.

Цель любого бизнеса состоит в том, чтобы делать деньги. Большие деньги. Хотя возможных направлений бизнеса бесконечно много, способов получения больших денег всего-навсего три: получение дивидендов из чистой прибыли; продажа всего или части бизнеса стороннему инвестору или продажа пакета акций компании на фондовой бирже.

Поэтому любой владелец бизнеса неизбежно задается вопросами: «Как построить систему управления бизнесом, чтобы получить как можно больше дивидендов и продать компанию или ее часть как можно дороже, если в будущем в этом возникнет потребность?». «Как сделать так, чтобы действия всех наемных работников были направлены на максимизацию богатства владельца компании; чтобы наемным работникам было выгодно увеличивать богатство владельца?» «Как сделать так, чтобы владельцы, менеджеры и сотрудники компании говорили на одном языке, основанном на максимизации богатства владельца?» «Как быть уверенным в том, что изымаемые из бизнеса в виде дивидендов средства не наносят ущерб устойчивой работе и долгосрочным перспективам бизнеса?».

Ответ на эти (и многие другие) важнейшие вопросы дает стоимостной подход к управлению бизнесом, в котором единственной основополагающей целью управления компанией является максимизация стоимости компании. Так как стоимость компании определяется способностью компании создавать свободные денежные потоки (которые могут быть выплачены в виде дивидендов без ущерба для устойчивого функционирования бизнеса) и лежит в основе определения цены в любой сделке по продаже пакета акций компании, максимизация стоимости компании тождественна максимизации богатства владельцев бизнеса (что, собственно, и интересует владельца).

Для практического построения системы управления, ориентированной на максимизацию стоимости, необходимо опираться на тот факт, что в любой компании существуют так называемые факторы стоимости, т.е. показатели, оказывающие влияние на стоимость компании. Эти показатели весьма разнообразны - от уровня дебиторской задолженности до уровня мотивации коммерческих представителей компании.

При этом необходимо отметить, что, согласно широко известному «принципу Парето», 20% факторов стоимости вносят 80% вклада в создание стоимости в компании. Эти 20% факторов называются ключевыми факторами стоимости (КФС).

Построение ориентированной на стоимость системы управления компанией начинается с выявления КФС во всех элементах компании – бизнес-единицах, региональных филиалах, функциональных подразделениях, рабочих группах, инвестиционных проектах, бизнес-процессах и т.д.

На основе выявленных КФС устанавливаются нормативы эффективности – показатели планирования и оценки деятельности компании в целом, бизнес-единиц, функциональных подразделений и т.д. – вплоть до отдельных сотрудников, а также корпоративные стандарты, определяющие процедуры реализации функций и бизнес-процессов в компании, нормы и правила поведения сотрудников и т.д. После этого на основе установленных нормативов эффективности и корпоративных стандартов строится система мотивации сотрудников компании и контроля за их деятельностью.

В результате создается система управления, при которой деятельность каждого элемента компании (от бизнес-единицы до отдельного сотрудника) четко ориентирована на максимизацию стоимости компании (т.е. богатства акционеров) через систему мотивации и контроля, нормативы эффективности и ключевые факторы стоимости.

На практике выявление КФС, а также степени их оптимизации (т.е. насколько их вклад в общую стоимость компании) осуществляется путем комплексного стоимостного бизнес-аудита компании. Результатом бизнес-аудита является так называемый внутренний информационный меморандум, в котором содержится перечень КФС, оценка степени оптимизации каждого КФС, существующие нормативы эффективности и корпоративные стандарты (включая степень их соответствия КФС), а также наиболее общие стратегии максимизации стоимости. Кроме того, в меморандуме содержится финансовая модель оценки стоимости бизнеса.

Следующим шагом в построении ориентированной на стоимость системы управления является разработка стоимостного бизнес-плана (СБП), представляющий собой подробный стратегический план максимизации стоимости компании с опорой на КФС.

Важнейшим преимуществом СБП по сравнению с традиционным бизнес-планом является построение СБП на основе ключевых факторов стоимости, а не функциональных показателей. Поэтому СБП является гораздо более эффективным инструментом максимизации стоимости компании, чем традиционный бизнес-план.

Повседневное управление компанией с целью максимизации стоимости осуществляется через систему оперативного управления (СОУ), которая представляет собой совокупность краткосрочных планов максимизации стоимости, системы мотивации и контроля за выполнением этих планов. В основе СОУ тоже лежат КФС; только краткосрочные и тактические.


Авторы: О. Черемных.
Источник: Материал с сайта http://www.arsenal-hr.ru