(495) 699-17-43
(495) 699-89-66
www.dgbiz.ru





Эффективное ведение бизнеса
Сколько стоит стать бизнесменом.

Не секрет, что после "шоковой терапии" августа 1998 года реальная экономика просто-таки ожила. В прошлом году в отдельных отраслях (например, в легкой промышленности) зафиксирован рост на 30-40%. Малый бизнес тоже поднимается как на дрожжах: валовой объем реализации (без поправки на инфляцию) товаров и услуг малыми предприятиями увеличился в 2000 году более чем на 40%. Казалось бы – и впрямь лафа: знай, вкладывай деньги и получай доходы. На самом деле все, разумеется, не так просто.

Начнем с того, что фактор ценовых преимуществ перед импортом уже скоро, наверное, окажется практически исчерпанным. Между тем вне рамок курсовой политики все проблемы обеспечения конкурентоспособности внутреннего производства, которые существовали до девальвации рубля, остались, по существу, нерешенными. Говоря в самом общем виде – как не было в стране макроэкономической среды, стимулирующей эффективное производство, так и нет до сих пор.

Проблемы, сдерживающие расширение и обновление производства, не сводятся исключительно к иностранной конкуренции и в принципе всем давно и хорошо известны. Это и фискальное бремя, и недоступность кредитов, и пробелы в законодательстве, и удушающие объятия чиновников, ментов и бандитов... Да много чего еще можно перечислить! При этом изрядное число проблем – прежде всего бюрократический и криминальный рэкет – наиболее остро стоит именно для малых предпринимателей. Академик Абалкин, например, называет задачу ликвидации монополизма на потребительском рынке мафиозных структур, связанных с коррумпированной бюрократией, в числе наиважнейших, без решения которых дальнейшее развитие экономики вообще окажется невозможным.

Кстати, о бюрократии. Только чтобы зарегистрировать малое предприятие, требуются визы около 30 инстанций: на сбор всех необходимых бумаг уходит обычно не менее полугода. После же регистрации вас будут контролировать свыше 40(!) различных государственных служб. Словом, укрепляйте нервную систему и готовьте денежки. А ведь такой "контроль" – только часть подстерегающих вас напастей.

Статистика красноречиво свидетельствует: 90% малых предприятий не доживают даже до годовалого возраста, еще 8% прекращают свое существование в последующие 5 лет, так что "живучими" оказываются только 2%. Что касается материального производства, то начинать новое дело по-прежнему сверхрискованно: это сродни лотерее. Вложения лучше осуществлять в нечто, уже действующее, и при том, разумеется, условии, что надежды на расширение сбыта не зиждутся на одной лишь вере в светлое будущее. Однако если есть охота пустить скопленный капиталец в дело, то разумней всего заняться тем, чем занимаются подавляющее большинство мелких бизнесменов, – либо торгово-закупочной деятельностью, либо деятельностью в сфере услуг. В первом случае больше риска, но зато больше и прибыль (если считать усредненно).

Вообще "традиционные" понятия о прибыли в отечественной малой экономике не действуют. У нас меньше чем за 35-40% никто даже не почешется. В розничной торговле доходы от реализации могут зашкаливать за 100 и более процентов. Однако есть два "но", нами уже упомянутых: во-первых, указанные доходы – это доходы без учета официальной и неофициальной "дани", а второе "но" – это существующие риски, включая риск потерять всё.

Пусть и не прямо пропорционально, но размер рисков зависит от стартового капитала. Можно, конечно, пытаться что-то предпринимать, располагая и совсем небольшой суммой в $10-20 тыс., однако, если преследовать долгосрочные цели и стремиться попасть в заветные 2% "живучего" бизнеса, то, чтобы развернуться, необходимо, по словам самих предпринимателей, не менее $70-80 тыс. Конечно, размер минимального начального капитала сильно зависит как от региона, так и от вида деятельности. Но чем прибыльней предполагаемая деятельность, тем, как правило, больше требуется и начальных вложений. Так, чтобы открыть бензоколонку в Москве, только на "благожелательность" чиновников понадобится потратить сумму, примерно равную сметной стоимости самой бензоколонки.

И вот здесь всплывает третье "но", тоже, впрочем, уже упоминавшееся, – это недоступность банковских кредитов. Даже те счастливчики, которым удалось получить кредиты в рамках программы ЕББР по поддержке малого бизнеса в России (а это льготное кредитование!), платят за них 14-16% годовых в валюте и 45-50% годовых в рублях. На открытом рынке "рядовому" бизнесмену получить долгосрочный кредит вообще практически невозможно; по краткосрочным рублевые ставки уж во всяком случае не ниже 5% в месяц (а 10% не хотите?), а это 80% годовых. Получается, что чистая прибыль (после всех расчетов с налоговиками и "крышей") должна быть хотя бы на уровне 100%.

В общем, начать собственное небольшое дело в России – само по себе уже проблема, и ситуация к лучшему не меняется здесь годами. Правда, правительство устами Германа Грефа обещает какие-то подвижки и послабления. Но в поддержке малого бизнеса клялись и все предыдущие правительства. И ничего не изменилось


Авторы: С. Эдуардов