(495) 699-17-43
(495) 699-89-66
www.dgbiz.ru





Покупка и продажа бизнеса
Письмо другу

В распоряжении "Коммерсанта" оказалось письмо владельца и гендиректора "Карата" Владимира Корсуна, которое он разослал конкурентам — Hochland, Lactalis и Valio. Его суть — предложение о "коммерческом сотрудничестве", в том числе на условиях вхождения в уставный капитал фирмы.

"Мы действительно ведем переговоры,— пояснила Виктория Пятанова, заместитель гендиректора по стратегии и внешним связям "Карата".— И не только со стратегическими инвесторами, но и с банками и фондами. Однако речь не идет о полной продаже бизнеса, нам нужны деньги, чтобы расширяться, и мы выбираем наиболее удобный для нас способ привлечения инвестиций". Правда, зачем стратегам может понадобиться миноритарный пакет конкурента, в компании не поясняют.

Эксперты же полагают, что бизнес впору не расширять, а спасать. Компания стала заложником собственного быстрого роста. Приобретение региональных активов в 2005-2006 годах, затраты на их модернизацию и рост цен на молоко спровоцировали увеличение долговой нагрузки компании и снижение ее доходности. Так, чистая прибыль сократилась до 6,4 млн руб. в 2007 году по сравнению с 17, 8 млн руб. в 2006-м. Проанализировав отчет "Карата" по итогам 2007 года, директор департамента исследования долговых рынков банка "Траст" Алексей Демкин предположил, что долговую нагрузку компании можно назвать критической: соотношение долга к EBITDA составляет примерно 7,2.

К тому же "Карат" ждет нелегкое испытание. 30 июня 2008 года запланирован досрочный выкуп второго облигационного займа "Карата" на 500 млн руб. Алексей Демкин считает, что в сложившейся ситуации велика вероятность, что инвесторы предъявят выпуск к оферте. И хотя компания уже погасила 130 млн руб. займа по предыдущей оферте, выделить еще 370 млн руб. будет весьма непросто. К тому же помимо облигационных на "Карате" висят и другие долги. Их общая сумма по состоянию на конец декабря 2007 года составляла 1,8 млрд руб.

"Вряд ли "Карат" самостоятельно сможет выплатить такую сумму, а при большой долговой нагрузке путь к долговым рынкам для него отрезан,— утверждает Алексей Демкин.— "Карату" просто необходимо найти партнера". Теоретически им мог бы стать финансовый инвестор, взявший на себя выплату долгов в обмен на долю в компании. Однако эксперты считают, что сейчас не лучшее время для вложений в сырный рынок. По данным аудита розничной торговли Nielsen в 24 городах России, цены в январе-феврале 2008 года на твердый желтый сыр выросли на 38%, что привело к падению продаж на 7% в натуральном выражении. Цены на плавленый сыр подскочили на 13%, а рынок хотя и не падает, но и не демонстрирует роста.

Привлечь стратегического партнера также будет непросто. "Скорее всего, его заинтересует какой-то один актив, например завод в Краснодаре, самый передовой у "Карата",— считает один из собеседников СФ.— Если же захотят "быстрых" денег, то придется продаваться с солидным дисконтом".

История вопроса

В 2005 году Московский завод плавленых сыров "Карат" заговорил о создании сырного холдинга. Руководство компании начало реализовывать задуманное довольно бодрыми темпами. За 2005-2006 годы "Карат" приобрел три региональных предприятия: сыродельный завод "Калачеевский" (Воронежская область), "Сызраньмолоко" (Самарская область) и сыркомбинат "Калининский" (Краснодарский край). Расходы на покупку и реконструкцию предприятий стали для "Карата" тяжелой ношей. Сейчас компания активно ищет инвесторов, готовых покрыть разрыв ликвидности.


Рубрика: Пищевая промышленность
Авторы: Александра Убоженко
Источник: журнал "Секрет фирмы"