Как купить готовый бизнес.
Покупка готовых компаний постепенно становится обычным для российских бизнесменов делом. В настоящее время уже можно говорить о становлении полноценного отечественного рынка готового бизнеса, на котором действуют свои законы и «правила игры».
Постараемся дать общее представление о процессе покупки готового бизнеса для инвестора-непрофессионала, который заинтересован во вложении средств в покупку действующей компании.
Как известно, бизнес — предпринимательская деятельность, гарантирующая устойчивый оборот денежных средств, для осуществления которой имеются активы, сформирована необходимая инфраструктура, правовое обеспечение.
Покупка-продажа бизнеса представляет интерес как для продавца, так и для покупателя, поскольку:
в случае продажи действующего бизнеса по частям стоимость отдельных активов может быть гораздо мень-ше, чем стоимость бизнеса в целом;
при покупке работающего бизнеса вложение средств сразу обеспечивает встречные денежные потоки. Покупателю необходимо лишь оптимизировать их (например, снизив издержки) или умножить их (увеличив продажи). По статистике, 80% вновь основанных компаний не доживает до третьего года. Если приобрести фирму, которая функционирует на рынке более четырех лет, то риск потери компании уменьшается;
покупка компанией инвестора компании-поставщика или компании-клиента позволяет расширить контроль над технологической цепочкой;
кроме того, под работающее предприятие легче получить финансирование, чем под бизнес-план нового проекта.
С какими трудностями может столкнуться инвестор?
Приобретение действующего бизнеса сопряжено с множеством нюансов, которые следует учитывать потенциальному покупателю.
Прошлое приобретаемой фирмы
Существует несколько схем оформления приобретения бизнеса: покупка предприятия как имущественного комплекса; приобретение акций предприятия; покупка бизнеса в виде приобретения активов и переуступки продавцом прав по договорам. Выбор схемы зависит от многих факторов, в частности от получения полной и достоверной информации о предшествующей деятельности и, что особенно важно, о кредиторах и дебиторах предприятия.
При покупке предприятия как имущественного комплекса приобретается и вся кредитная история компании. Впрочем, по некоторым обязательствам ГК РФ предусмотрена солидарная ответственность с прежним владельцем (например, если у покупателя нет лицензии на определенный вид деятельности, но у предприятия есть неисполненные обязательства, связанные с этой деятельностью). Однако достаточно сложно проследить все детали прошлого компании, в частности:
выданные векселя, которые не отражены на балансе;
поручительства;
гарантийные письма;
другие забалансовые обязательства.
Отчуждение бизнеса — сложная сделка, требующая соблюдения множетва юридических нюансов и формальностей, причем как на этапе подготовки к ней, так и в процессе ее организации и непосредственного совершения. Перед началом отчуждения бизнеса необходимо проведение юридической экспертизы. Для этой цели следует привлечь профессионального юриста, способного не только выявить проблему, но и решить ее. Кроме того, затем он будет полезен при разработке схемы отчуждения компании. Безусловно, услуги профессионала стоят недешево, но без его участия продажа становится затруднительной.
Собственник предприятия должен представить на экспертизу целый комплекс правоустанавливающих документов:
учредительных (важно проверить наличие полного пакета документов и то, соответствуют ли они действующему российскому законодательству);
разрешительных (лицензии, сертификаты, санитарно-эпидемиологические заключения, заключения органов государственной противопожарной службы, разрешения на наружную рекламу (вывеску) и т. д. — их отсутствие означает, что деятельность предприятия незаконна);
удостоверяющих права на недвижимость и оборудование;
регулирующих функционирование предприятия и трудовые отношения внутри него (особенно это касается компаний, осуществляющих свою деятельность на основе лицензии, предполагающей наличие в штате фирмы (например, медицинского центра или турагентства) определенных сотрудников, имеющих специальное образование и опыт работы).
Обязательства, которые могут появиться у компании
Инвестор, покупающий готовый бизнес, принимает его в том виде, в каком он сложился на момент продажи: с имеющимся названием, деловыми связями, репутацией, кредитной историей. Иногда выставленная на продажу компания имеет задолженность. В этом случае цена предприятия снижается на сумму его долга, то есть новый собственник бизнеса берет на себя обязательства перед кредиторами. Другой вариант решения проблемы — закрепление в соглашении о намерениях, заключаемом при внесении инвестором задатка за приобретаемое предприятие, необходимости погашения задолженности именно старым владельцем компании. Если это условие не выполняется, инвестор имеет право выйти из сделки, получив назад внесенную сумму в двойном размере. Однако бывает и так, что выставленный на продажу бизнес имеет забалансовые обязательства, неизвестные его собственнику или скрываемые им.
Практически все специалисты в области аудита признают, что нет ни малейшей возможности выявить забалансовые обязательства, выданные в нарушение действующего законодательства и правил бухгалтерского учета. Такое обязательство возникает в случае, когда, скажем, директор предприятия получает денежные средства от имени фирмы под расписку, в которой гарантирует возврат средств имуществом предприятия. Конечно, в данном случае имеет место превышение полномочий должностного лица, то есть противоправные действия. Тем не менее деловая культура российских предпринимателей такова, что подобные шаги многими воспринимаются как нечто нормальное. Причем такое забалансовое обязательство невозможно выявить до тех пор, пока не будет заявлено требование кредитора. Если это произойдет после отчуждения бизнеса, то возвращать долг придется новому владельцу компании.
Для страхования рисков появления требований кредиторов по забалансовым обязательствам применяется следующий механизм. При продаже предприятия все лица, которые в течение последних трех лет до момента сделки имели право подписи на предприятии, должны представить личные расписки о том, что они не делали долгов от его имени, а в случае появления таковых несут личную ответственность.
Применение владельцами запутанных финансовых схем
Оптимизация финансовых потоков российских компаний создает сложности при продаже. При покупке бизнеса сплошь и рядом встречаются ситуации, когда часть активов компании, используемых ежедневно, принадлежит абсолютно посторонним, по крайней мере формально, юридическим и физическим лицам. Например, служебный автотранспорт может принадлежать частным лицам, у которых компания их арендует (списывая расходы по аренде на себестоимость). Компании берут в аренду у подставных фирм оборудование, используют лизинговые схемы и реализуют продукцию через многочисленных посредников.
Российские бизнесмены вообще предпочитают иметь одну абсолютно чистую перед законом компанию, обладающую всеми необходимыми лицензиями. Эта компания ведет себя с точки зрения законодательства необыкновенно примерно. Зато вокруг нее постоянно находятся фирмы разной степени «серости», через которые данная компания и проводит свои финансовые схемы с целью минимизации налогообложения.
Показателен пример одной лесоперерабатывающей фирмы, нашедшей недавно нового владельца. Деятельность компании состояла в том, что она изготавливала из бревен доски, сушила, упаковывала их и отправляла в одну из стран Балтии. Компания имела хорошее финансовое положение, основанное на налаженном, устойчивом сбыте продукции. В ходе предпродажной подготовки эксперты выяснили, что формальная схема ведения бизнеса была построена весьма причудливо.
По документам компания владела только частью деревообрабатывающего оборудования, на котором реализовывался весь технологический процесс. Кроме того, она была владельцем части уставного фонда другого ООО, которое, в свою очередь, арендовало оставшуюся часть имущества у ПБОЮЛ. В соответствии со стопкой ежедневно готовящейся отчетности продаваемая компания не занималась деревообработкой как таковой. Она лишь оказывала услуги населению. А именно: на фирму приходили граждане со своими пиломатериалами, собственноручно обрабатывали доски и продавали их компании. Последняя лишь предоставляла им оборудование. Понятно, что в такой запутанной ситуации продажа бизнеса по производству досок — нетривиальная задача.
Препятствия в юридических документах фирмы
Зачастую учредительные документы продаваемой компании мешают быстрой реализации бизнеса. Неистребима страсть владельцев фиксировать в уставе свои фамилии (это можно рассматривать как тотальный контроль над компанией). При продаже бизнеса приходится перерегистрировать учредительные документы. Гораздо проще было бы владельцу указать свою фамилию в реестре акционеров (хотя это возможно только для ЗАО).
Часто у продаваемой компании оказывается незарегистрированным проспект эмиссии. Одна часть имеющихся лицензий бывает привязана к персоналу, другая (особенно у строительных компаний) — к страховке.
Кроме того, если продаются не все 100 % уставного капитала, а лишь определенная доля, принадлежащая участнику ООО (размер доли значения не имеет — пусть это даже 90 %), по закону необходимо согласие всех участников ООО на внесение в учредительный договор изменений, связанных с передачей доли.
А эти участники могут и не дать согласия. Они же имеют преимущественное право на покупку отчуждаемой доли пропорционально имеющимся у них долям. В связи с этим требуется соблюдение определенной процедуры их уведомления о намерении продать долю. Учредительные документы ООО также могут содержать по этому поводу определенные условия и ограничения, поэтому необходимо заранее тщательно их изучить.
Итак, практика купли-продажи бизнеса весьма редко реализуется без сучка без задоринки, когда покупатель переоформляет на себя новоприобретенную компанию, расплачивается с продавцом и посредниками-консультантами и вступает в полноправное владение фирмой. Почти всегда возникают различные препятствия.
Авторы: М. Домбровский.
Источник: "Услуги и цены"
|