Теперь — все включено
Крупнейшая российская компания-хедхантер объединилась с отечественным консалтинговым агентством, занимающимся развитием лидеров. Это слияние — признак роста квалификации рекрутингового рынка России
Объединились один из крупнейших российских рекрутеров, Ward Howell International, и консалтинговая компания Zest Leadership. Ward Howell — признанный мастер executive search (поиск высших управленческих кадров). Zest Leadership — элитное агентство, специализирующееся на консалтинге и коучинге для первых лиц. Объединенная компания предоставит клиентам услугу talent equity — разработку и реализацию целостной стратегии выявления, привлечения и развития талантов в компании. Это шаг к ослаблению кадрового голода, о котором последнее время говорит российский бизнес.
Встретились две компетенции
Слияние, по единодушному мнению экспертов, подтверждает существующую мировую тенденцию. Декан Высшей школы менеджмента ГУ–ВШЭ Сергей Филонович вспоминает, что известная консалтинговая и хедхантинговая компания Mercer Delta (после недавней реструктуризации и ребрендинга Oliver Wyman) несколько лет назад приобрела компанию CDR International, специализировавшуюся на развитии лидерства. В российской компании-хедхантере RosExpert уже два года работает департамент по развитию лидерства, он был открыт после заключения стратегического партнерства с западным гигантом Korn/Ferry, давно практикующим предоставление такой услуги.
Впрочем, как считает директор по маркетингу и коммуникациям Ward Howell Борис Рохин, уникальность слияния налицо. Западные компании работают на стабильных развитых рынках и ориентированы на большие корпорации, где до лидера способный новичок дорастает через 15–20 лет. В условиях же развивающегося рынка срок созревания лидера — от трех до семи лет. Умение найти и выпестовать звезду за короткий срок и будет конкурентным преимуществом объединенной компании.
Соединение компетенций соответствует специфике рекрутингового бизнеса. «Хантинговым компаниям нельзя слишком сильно расширять клиентскую базу, так они “съедают” сами себя, ограничивая зону поиска. Правильнее расширять спектр услуг, — поясняет генеральный директор компании ЭКОПСИ Марк Розин. — К тому же компании executive search имеют внутри компаний-клиентов контакты самого высокого уровня, и нет ничего удивительного в том, что они стремятся эти контакты капитализировать». К диверсификации подталкивают и запросы все более взыскательных клиентов. Согласно исследованиям кадровой компании «Агентство “Контакт”«, сегодня спрос удовлетворен всего на 15%. Причем, уточняет генеральный директор агентства «Контакт» Анатолий Купчин, требуются услуги более качественные, чем те, что сегодня предлагает рынок.
Как утверждает Станислав Шекшня, один из основателей Zest Leadership, на мысль об объединении будущих партнеров навели именно клиенты. Консультантов то и дело спрашивали, не помогут ли они в подборе нужного человека, а от рекрутеров хотели дальнейшего сопровождения найденного сотрудника.
Выйти замуж — не напасть…
Коллеги по цеху видят и риски такой модели бизнеса. Так, в ЭКОПСИ осознанно отказались от покупки компании-хедхантера. «Executive assessment (оценка топ-менеджмента) будет выглядеть для клиента более объективным, если в нашем портфеле не будет услуг по поиску высших управленцев, — говорит Марк Розин. — Если же одной рукой мы оцениваем существующих топ-менеджеров, а другой предлагаем им замену, клиент имеет право усомниться в нашей объективности». А старший партнер КГ ИМИКОР Павел Беленко считает, что выращивать лидеров в принципе очень сложно, скорее нужно менять топ-менеджмент под задачи компании. «Вопрос в том, в какой степени объединенная компания реально обладает компетенцией в формировании талантов и управлении талантами, — поясняет Сергей Филонович. — Станислав Шекшня консультировал компании по вопросам, связанным с реорганизацией бизнеса, и лишь проводил образовательные семинары в области лидерства. В новой сфере нужна серьезная подготовка в области психологии и социологии. Специфика российского лидерства — это очень интересный вопрос. У Шекшни есть книги на эту тему, но они построены на кейс-методе, здесь же требуется модель».
Наконец, есть и «бытовой» риск. Как напоминает Анатолий Купчин, «любое слияние очень сложно с точки зрения разницы корпоративных культур, поведения руководителей, необходимости создания единых стандартов».
Риски эти вполне преодолимы. На стороне объединенного Ward Howell профессионализм, отмечаемая партнерами общность ценностей и богатейшая перспектива: работы по выращиванию лидеров у нас непочатый край. Так, один из клиентов Ward Howell обратился к хедхантерам с просьбой набрать группу студентов, которые в будущем станут звездами. При этом заказчик был готов оплатить эти услуги по топовым расценкам.
Рубрика: Сфера услуг
Авторы: Дарья Денисова
Источник: журнал "Слияния и поглощения"
|