(495) 699-17-43
(495) 699-89-66
www.dgbiz.ru





Законодательство
ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

В сложившихся новых экономических условиях в РФ достаточно актуален вопрос о ликвидации юридических лиц в связи с тем, что большое количество решений о ликвидации приняты из-за неосуществления предприятиями деятельности как таковой. "Простой" предприятий происходит из-за того, что в большинстве случаев юридические лица существуют лишь на бумаге, многие из них являются "фирмами-однодневками".

Зачастую в случае принятия судами решения о ликвидации юридического лица на него и возлагается обязанность по проведению необходимых процедур по упразднению юридического лица.

Проведение процедур ликвидации юридического лица в соответствии со ст. 61 - 65 Гражданского кодекса РФ, определяющими порядок ликвидации предприятий, позволит избежать нежелательных последствий нарушения порядка ликвидации.

Федеральными законами от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" регулируются специфические вопросы ликвидации юридических лиц в зависимости от их организационно-правовых форм. Также порядок ликвидации юридических лиц регламентируется гл. VII Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации), Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности).

Положения Гражданского кодекса РФ, касающиеся ликвидации юридического лица, определяют круг лиц и возможных случаев ликвидации.

Так, в соответствии со ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. При этом:

акционерное общество может быть ликвидировано по решению общего собрания акционеров квалифицированным - не менее чем в 3/4 - большинством голосов (эта норма установлена в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах" и должна быть отражена в уставах АО). При решении данного и прочих вопросов ликвидации юридических лиц необходимо помнить о том, что характер решений должен быть полностью согласован с положениями учредительных документов ликвидируемого предприятия;

общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано только по единственному решению его участников;

2) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Уполномоченными органами по обращению в суд с исковым заявлением о ликвидации юридического лица могут быть, в частности:

регистрирующие органы по основаниям, предусмотренным:

пунктом 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации;

пунктом 3 ст. 26 Закона о государственной регистрации;

пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпуска акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации";

антимонопольный орган по основаниям, предусмотренным п. 9 ст. 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Так, в соответствии с п. 3 и 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано по основанию, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

Например, не может быть ликвидировано по основанию, предусмотренному п. 3 ст. 26 Закона о государственной регистрации, юридическое лицо, которое хотя и после предъявления иска о его ликвидации, но до вынесения решения судом первой инстанции сообщило регистрирующему органу сведения, предусмотренные подп. "а" - "д", "л" п. 1 ст. 5 названного Закона.

По основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.

Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, заявление о ее ликвидации следует оставить без рассмотрения применительно к п. 4 ст. 148 АПК РФ, поскольку в этом случае по заявлению уполномоченного органа может возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.

О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних двенадцати месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.

Эти условия отсутствия ликвидируемого юридического лица находят свое отражение и в п. 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)". Так, в названном письме говорится, что в практике арбитражных судов возникли вопросы, связанные с разрешением споров о ликвидации юридических лиц в случаях, когда, по данным государственного органа, заявляющего иск, соответствующее юридическое лицо не начинало своей деятельности после регистрации либо прекратило ее, вследствие чего не выполняет требования закона об уплате налогов, представлении отчетности и др. Фактическое местонахождение органов таких юридических лиц и их учредителей, как правило, неизвестно, а направляемые арбитражными судами определения о назначении дел к слушанию возвращаются почтовыми органами с отметкой об отсутствии адресата. Принимаемые в этих случаях решения арбитражных судов остаются неисполненными.

При поступлении в арбитражные суды подобных заявлений судам необходимо иметь в виду, что ликвидация юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, осуществляется в соответствии со ст. 230 Закона о несостоятельности в порядке, предусмотренном § 2 гл. XI названного Закона для проведения процедуры банкротства отсутствующего должника. Условия ликвидации юридических лиц, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК РФ, в этих случаях не применяются.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" (далее - Закон N 174-ФЗ) незарегистрированные выпуски акций, размещенные до вступления в силу Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", т.е. до 22 апреля 1996 г., должны быть зарегистрированы.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 174-ФЗ акционерные общества, не представившие в срок, указанный в абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона N 174-ФЗ, документы для государственной регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации по иску органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.

На основании изложенного регистрирующие (налоговые) органы осуществляют мероприятия по ликвидации акционерных обществ в соответствии со ст. 2 Закона N 174-ФЗ в случае наличия у них информации из Федеральной службы по финансовым рынкам или ее территориальных отделений об отсутствии государственной регистрации выпусков акций.

Необходимо отметить, что решение арбитражного суда о ликвидации юридического лица не может служить основанием для внесения государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.

Решение суда о ликвидации юридического лица является основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Согласно п. 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50 с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию.

ГК РФ не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения арбитражным судом решения о ликвидации юридического лица. Это означает, что ликвидация юридического лица в этом случае осуществляется в соответствии со ст. 61 - 64 ГК РФ.

В сложившейся судебной практике неоднократно оспаривалось соответствие положений п. 2 и 3 ст. 61 ГК РФ, устанавливающих, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, вынесенному по иску налогового органа, ст. 8, 34 и 55 Конституции РФ. Так, Конституционным Судом РФ по делу о проверке конституционности положений ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", ст. 61 и 99 ГК РФ, ст. 31 НК РФ и ст. 14 АПК РФ в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация" вынесено Постановление от 18 июля 2003 г. N 14-П, признающее норму, содержащуюся во взаимосвязанных положениях подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ, п. 3 ст. 61 ГК РФ и п. 6 ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", предусматривающую право налоговых органов предъявлять в суд по основаниям, указанным в Законе, требования о ликвидации акционерных обществ, не противоречащие Конституции РФ. В обоснование своего решения Конституционный Суд РФ привел следующие доводы. Устанавливая правое положение юридических лиц как участников гражданского оборота и субъектов предпринимательской деятельности, ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо в случае осуществления им деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной Законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями Закона или иных правовых актов может быть ликвидировано по решению суда (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Названная норма под угрозой содержащихся в ней санкции понуждает юридические лица - коммерческие организации различных организационно-правовых форм, включая производственные кооперативы, осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц. Отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращения без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ст. 55 (п. 3) Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, может быть ликвидировано также вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Более того, если стоимость акционерного общества или общества с ограниченностью ответственностью недостаточна для погашения требований кредиторов, они могут быть ликвидированы также только в порядке, предусмотренном для предприятий-банкротов. Методические материалы по данному варианту ликвидации хорошо проработаны (Закон "О несостоятельности (банкротстве)"; Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 469 "О продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий").

Однако необходимо иметь в виду, что инвентаризация имущества и предварительная оценка того, достаточно ли собственности у ликвидируемого предприятия для оплаты требований кредиторов, должны быть проведены еще на стадии подготовки ликвидационных предприятий. От результатов этой работы зависят и дальнейшие шаги ликвидационной комиссии.

В то же время в связи с проводимой административной реформой много вопросов возникает и при ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений. Особенности порядка ликвидации указанных учреждений разъяснены в письме Министерства финансов РФ от 16 июня 2003 г. N 03-01-01/08-176, согласно которому ликвидация органа или учреждения производится в соответствии с решением учредителя о ликвидации, оформленным в установленном законодательством порядке постановлением Правительства РФ и (или) правовым актом федерального органа исполнительной власти.

В вышеназванных решениях отражаются:

1) основания для принятия решения о ликвидации органа или учреждения:

2) дата, на которую проводится ликвидация органа или учреждения;

3) срок проведения ликвидационных мероприятий;

4) создание ликвидационной комиссии с назначением Председателя ликвидационной комиссии при ликвидации органа или учреждения;

5) источник финансирования расходов, связанных с проведением ликвидации;

6) перечень органов или учреждений, которым передаются функции, права и обязанности, активы (финансовые и нефинансовые) и обязательства (далее - активы и обязательства) ликвидируемого органа или учреждения.

При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом.

Ликвидация юридического лица состоит из следующих этапов:

1) принятие решения о ликвидации;

2) формирование ликвидационной комиссии;

3) публикация сообщения о ликвидации;

4) составление промежуточного ликвидационного баланса;

5) осуществление расчетов с кредиторами и по окончании расчетов составление ликвидационного баланса;

6) государственная регистрация юридического лица в связи с его регистрацией.

Согласно п. 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение.

Так, Региональное отделение комиссии по рынку ценных бумаг обратилось в соответствии с подп. 19 ст. 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и п. 2 ст. 61 ГК РФ в арбитражный суд с иском от имени названной комиссии о ликвидации акционерного общества, допустившего совершение сделок с грубым нарушением законодательства РФ о ценных бумагах.

Арбитражный суд удовлетворил иск, возложив проведение ликвидации общества на истца.

Некоторые арбитражные суды при удовлетворении исков налоговых органов о ликвидации юридических лиц в связи с нарушениями налогового законодательства возлагали ее проведение на эти органы.

Действующее законодательство не предусматривает возможности возложения обязанностей по осуществлению ликвидации юридического лица на указанные государственные органы при обращении их в суд с такими исками. Соответствующие обязанности должны возлагаться на лиц или органы, уполномоченные на то законами или учредительными документами юридического лица.

Также в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" рассмотрен вопрос о применении правил ГК РФ о ликвидации юридических лиц к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица. В пункте 15 названного письма говорится о том, что Государственная инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о прекращении предпринимательской деятельности гражданина Н., осуществляющего ее без образования юридического лица. Иск был заявлен на основании ст. 6 Закона РФ 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и п. 11 ст. 7 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе в РСФСР". Решением суда, оставленным в силе апелляционной инстанцией, в удовлетворении иска отказано.

Суд кассационной инстанции указанные решения отменил и принял постановление о прекращении предпринимательской деятельности гражданина Н.

Постановление суда кассационной инстанции мотивировано тем, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лиц, применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, включая нормы о ликвидации юридического лица. В постановлении также отмечено, что положения ст. 6 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" относятся не только к юридическим лицам, но и к гражданам-предпринимателям (ст. 1). Факт неоднократного нарушения ответчиком требований Закона материалами дела подтвержден.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, проверив в порядке надзора названные судебные акты, отменил их и производство по делу прекратил, исходя из следующего.

Согласно п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не следует из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Нормы ГК РФ о ликвидации юридического лица не могут быть применены в отношении граждан-предпринимателей в силу особенностей их правового положения как субъекта предпринимательской деятельности. Эти особенности учтены в Законе РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью", в котором предусмотрены случаи и основания аннулирования свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве предпринимателей и прекращения в связи с этим их предпринимательской деятельности, проводившейся на основании соответствующих свидетельств. Процедура ликвидации юридического лица (следующая за принятием решения о его ликвидации) здесь неприменима.

На основании решения Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ суд признал, что подобные иски не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, а в случае возбуждения такого дела оно должно быть прекращено производством на основании подп. 1 п. 1 ст. 150 АПК РФ.

Ликвидация юридического лица представляет собой довольно длительную процедуру, несмотря на простоту составляющих ее процедур и довольно подробно описанный и регламентированный порядок.

Так, ст. 20 Закона о государственной регистрации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принимавшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Принятие учредителями (участниками) юридического лица решения о его ликвидации является основанием для направления в регистрирующий орган Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

В случае нарушения вышеуказанного срока учредители юридического лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере 50 МРОТ.

Лицом, уполномоченным подписывать Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по установленной форме, является учредитель (участник) юридического лица, принявший решение о ликвидации, либо орган, принявший решение о его ликвидации.

На основании Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица, представленного в регистрирующий орган, вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по установленной форме и выписка из ЕГРЮЛ. В выписке указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

С момента внесения вышеуказанной записи не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Согласно ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Ликвидационной комиссией (ликвидатором) устанавливаются порядок и сроки ликвидации юридического лица в соответствии с ГК РФ и другими законами.

В сложившейся правоприменительной практике состав ликвидационной комиссии утверждается руководителем органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица и уполномоченного на то учредительными документами либо учредителем (участником) юридического лица. В состав комиссии могут быть включены руководители, члены трудового коллектива, учредители (участники) или их представители. Как правило, члены трудового коллектива - это главный бухгалтер, работники финансовой, юридической, кадровой служб.

В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени юридического лица выступает в суде.

С целью установить правомочность ликвидационной комиссии распоряжаться денежными средствами предприятия необходимо уже на первом этапе представить в банк решение акционеров (участников) о ликвидации и переоформить подписи в учетной карточке банка на председателя комиссии и лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета в период ликвидации предприятия.

В случае принятия учредителями (участниками) юридического лица решения о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора учредители (участники) юридического лица направляют в регистрирующий (налоговый) орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по установленной форме, при этом расписка не оформляется.

На основании указанного уведомления вносится запись в ЕГРЮЛ о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора, содержащая сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), и выдаются (направляются) заявителю Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по установленной форме и выписка из ЕГРЮЛ.

В целях выявления кредиторов, а также установления срока, в течение которого кредиторы ликвидируемой организации могут предъявить к ней претензии о возврате задолженностей, согласно ст. 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия обязана опубликовать в официальной печати по месту нахождения своей организации объявление о ликвидации и порядке и сроке предъявления требований ее кредиторами, содержащее следующую информацию:

1) полное наименование юридического лица;

2) местонахождение юридического лица;

3) наименование органа, принявшего решение о ликвидации;

4) ИНН/КПП, ОГРН ликвидируемого юридического лица;

5) порядок и сроки заявления требований кредиторов;

6) способ связи с ликвидационной комиссией.

В зависимости от статуса юридического лица публикации могут быть помещены в местных многотиражных изданиях, газетах субъектов Федерации или центральной прессе.

В сложных случаях, когда ожидается судебное разбирательство по вопросам кредиторской задолженности, наиболее предпочтительным является помещение публикации в официальном издании, специально предназначенном для данных целей, - "Вестнике Высшего Арбитражного суда РФ".

Строгую привязку к календарным срокам имеет и вопрос увольнения работников ликвидируемого предприятия. Трудовым кодексом РФ оговаривается, что о предстоящем высвобождении работники предупреждаются персонально под расписку не менее чем за два месяца до фактического увольнения.

Практически эту работу лучше организовать путем проведения собрания трудового коллектива, на котором следует изложить решение акционеров (участников) о ликвидации и разъяснить права увольняемых работников.

Ликвидационная комиссия обязана также:

а) не менее чем за три месяца до фактического увольнения представить соответствующему профсоюзному органу информацию о возможном массовом высвобождении работников;

б) не позднее чем за два месяца довести до сведения органа службы занятости данные о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда, а также, в случае необходимости, его принадлежности к числу кредиторов первой очереди.

При подготовке ликвидационных мероприятий и последующих финансовых расчетах необходимо также помнить о том, что за высвобожденными работниками сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на три месяца, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж. Высвобожденным работникам предоставляются также другие льготы и компенсации в соответствии с законодательством.

Наиболее длительное время в процедуре ликвидации, как показывает практика, занимает урегулирование вопросов с налоговой инспекцией и внебюджетными фондами - Фондом обязательного медицинского страхования, Фондом занятости, Фондом социального страхования, Пенсионным фондом. Каждая из этих организаций вправе назначить проверку отчетности предприятия с целью уточнения правильности расчетов налогов и платежей. Поэтому сразу после принятия решения о ликвидации ликвидационная комиссия должна обратиться в налоговую инспекцию с тем, чтобы определить характер взаимоотношений с ними и успеть в течение двух месяцев (пока поступают требования кредиторов) завершить расчеты.

Одновременно необходимо письменно уведомлять всех кредиторов. При этом срок предъявления требований должен быть не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации организации.

В то же время в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 года N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" в целях обеспечения публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, Приказом МНС России от 29 сентября 2004 г. N САЭ-3-09/508@ учреждено средство массовой информации - журнал "Вестник государственной регистрации", в котором публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно ст. 63 ГК РФ кредиторы в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации юридического лица вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок.

Затем необходимо предпринимать все возможные меры по взысканию дебиторской задолженности, т.е. предъявляются официальные требования о ее погашении юридическими и физическими лицами, имеющими перед ликвидируемой организацией дебиторскую задолженность, в том числе направления исковых требований в суд. При этом у ликвидационной комиссии нет права требовать досрочного погашения дебиторской задолженности, срок исполнения которой еще не наступил.

Практика показывает, что предприятия знают и помнят дебиторов гораздо лучше, чем кредиторов. Однако по тем или иным причинам не могут (или не хотят) взыскать с них задолженность.

Очевидно, что окончательные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, а значит, и снятие с учета в соответствующих инстанциях будут произведены только после урегулирования отношений с кредиторами предшествующих очередей, однако в целях экономии времени важно начать взаимодействие с этими учреждениями как можно ранее.

Среди дебиторов - потребители продукции предприятия, государственный бюджет, свои работники. Среди причин неплатежей - отсутствие средств на счетах потребителей и в госбюджете, намеренное затягивание сроков оплаты поставок с целью дополнительного оборота свободных денежных средств, ошибки при составлении хозяйственных договоров и др. Единой рекомендации по вопросу о том, как строить свои взаимоотношения с должниками, не существует.

Ликвидируемое предприятие, как правило, не отличается финансовым благополучием, поэтому, с целью избежать судебного разбирательства с кредиторами, оно стремится максимально соответствовать их требованиям, изыскивать ликвидные средства для погашения собственной задолженности. Здесь затрагиваются интересы совладельцев предприятия, а не только его штатного состава. Поэтому в данном случае во взаимоотношениях с дебиторами наиболее уместна тональность арбитражного производства.

Ликвидационная комиссия, таким образом, осуществляет полномочия органов юридического лица, и, соответственно, в силу ст. 854 ГК РФ любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению указанной комиссии. При этом все платежи и взыскания производятся в порядке очередности, предусмотренной ст. 64 ГК РФ.

По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В названном акте должны быть отражены данные о составе имущества ликвидируемого лица, о требованиях, заявленных ему кредиторами, а также о результатах рассмотрения этих требований. Составленный промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден учредителями (участниками) юридического лица и органом, принявшим решение о его ликвидации.

После утверждения учредителями (участниками) промежуточного ликвидационного баланса ликвидационной комиссией или ликвидатором в регистрационный орган представляется Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по установленной форме и промежуточный ликвидационный баланс, при этом оформление расписки в получении не требуется.

При представлении в регистрационный (налоговый) орган Уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по установленной форме регистрирующий орган вносит запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдает (направляет) по месту нахождения юридического лица Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по установленной форме и выписку из ЕГРЮЛ.

В то же время в соответствии с письмом Минфина России от 16 июня 2003 г. N 03-01-01/08-176 при ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений необходимо после окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационной комиссии представить учредителю на утверждение промежуточный ликвидационный баланс по ликвидируемому органу или учреждению в объеме и форме бухгалтерской отчетности, установленной Министерством финансов РФ. Данные промежуточного ликвидационного баланса подтверждаются инвентаризацией активов и обязательств ликвидируемого органа или учреждения и реестром требований кредиторов.

Во время работы ликвидационной комиссии ликвидируемым федеральным органом исполнительной власти и федеральным учреждением представляется бухгалтерская отчетность в сроки и объеме, которые определены нормативными актами, установленными Министерством финансов РФ.

До составления ликвидационного баланса ликвидационная комиссия завершает расчеты с дебиторами и кредиторами, передачу материальных ценностей в Министерстве имущественных отношений РФ, обеспечивает закрытие в установленном порядке лицевых счетов в органах федерального казначейства и в кредитных организациях.

При этом остатки неиспользованных бюджетных средств отзываются с лицевого счета ликвидируемого органа или учреждения в органе федерального казначейства главным распорядителем (распорядителем) на его распорядительный счет или перечисляются на этот счет ликвидируемым учреждением со своего счета в кредитной организации.

По незаконченным расчетам с дебиторами и кредиторами учредителем принимается отдельное решение о списании дебиторской или кредиторской задолженности в установленном законодательством порядке.

После внесения названной записи в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица налоговым органом должны быть проведены контрольные мероприятия в соответствии с НК РФ (камеральные, выездные проверки и др.).

Ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами, согласно п. 5 ст. 3 ГК РФ, отражает актив, оставшийся после окончания всех расчетов и дел ликвидируемого лица, т.е. то имущество, которое ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна передать учредителям названного юридического лица, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Вместе с тем согласно письму Минфина России от 16 июня 2003 г. N 03-01-01/08-176 при ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений после завершения всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания ликвидационных мероприятий, ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс по ликвидируемому органу или учреждению на установленную учредителем дату ликвидации в объеме форм годовой отчетности, установленных Министерством финансов РФ. При этом все счета по активу или пассиву баланса на дату завершения работы ликвидационной комиссии должны быть равны нулю.

Ликвидационный баланс и акты приема-передачи имущества ликвидируемого учреждения представляются учредителю, а в случае ликвидации федерального органа исполнительной власти - Министерству финансов РФ и Министерству имущественных отношений РФ (Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом).

Порядок и сроки упразднения ликвидационной комиссии определяются правовым актом учредителя, а в случае ликвидации федерального органа исполнительной власти - распоряжением Правительства РФ.

Ликвидационная комиссия не может быть упразднена до представления оформленного в установленном порядке ликвидационного баланса в вышеназванные органы.

Учредитель до конца финансового года отражает в своем консолидированном отчете данные ликвидационного баланса в части активов и обязательств на начало года, а также утвержденные объемы лимитов бюджетных обязательств и доведенные объемы финансирования, кассовые и фактические расходы текущего финансового года ликвидированного органа или учреждения.

При ликвидации федерального органа исполнительной власти до конца финансового года Министерство имущественных отношений РФ (Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом) отражает в своей консолидированной отчетности данные ликвидационного баланса в части переданных ему активов, а Министерство финансов РФ отражает в отчете об исполнении федерального бюджета объемы лимитов бюджетных обязательств, финансирования, кассовых расходов по главе ликвидированного федерального органа исполнительной власти.

Проведение мероприятий по ликвидации органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляется в аналогичном порядке.

Согласно п. 4 ст. 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторами ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплата которым производится по истечении одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

При этом соблюдается следующая очередность:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих платежей. Расчет этих платежей, в соответствии с разъяснениями Минтруда России, производится исходя из средней продолжительности жизни отдельно мужчин (60 лет) и женщин (70 лет), увеличенной на 10 лет. В соответствии с Порядком внесения в Фонд социального страхования РФ капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 863, внесение рассчитанных сумм капитализированных платежей осуществляется в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. Сроки перечисления капитализированных платежей определяются ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по согласованию со страховщиком;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия;

в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Очередность удовлетворения требований кредиторов должна соблюдаться как в случаях, когда имущество ликвидируемого юридического лица достаточно для полного удовлетворения всех требований кредиторов, так и в случаях, когда при утверждении промежуточного ликвидационного баланса выясняется его недостаточность. В то же время, если имеющихся у организации денежных средств на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса будет недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия, согласно п. 3 ст. 63 ГК РФ, осуществляет продажу имущества организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, а также производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.

Необходимо отметить, что данная норма ГК РФ распространяется исключительно на предприятия, ликвидируемые не в добровольном порядке (суд, арбитраж). В случае, если решение о ликвидации принято акционерами (участниками) предприятия добровольно, данный вопрос решается в порядке, предусмотренном уставом акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью и другими учредительными документами.

Не подлежит реализации для погашения задолженности следующее имущество:

1) являющееся предметом залога;

2) арендуемое и находящееся у ликвидируемой организации на ответственном хранении;

3) личное имущество работников организации, кроме подлежащего к наложению взыскания по обязательствам предприятия в соответствии с уставом.

Дальнейший процесс ликвидации, в силу п. 4 ст. 61 ГК РФ, должен осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ. Эта очередность должна соблюдаться и тогда, когда процесс ликвидации инициирован решением об объявлении юридического лица несостоятельным (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Также в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ "если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований его кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса". Таким образом, действует императивная норма, касающаяся юридического лица, являющегося коммерческой организацией либо действующего в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда в отношении их ликвидации только в определенном порядке. В то же время п. 6 ст. 64 ГК РФ гласит, что требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Следовательно, возникает вопрос: как эта норма соотносится с абз. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ? Вместе с тем если ликвидационная комиссия заведомо знает о недостаточности стоимости имущества ликвидируемого юридического лица, то она не подаст заявления о признании юридического лица банкротом, рассчитывая на реализацию п. 6 ст. 64 ГК РФ, автоматически признающего требования кредиторов погашенными. Но, с другой стороны, действия ликвидационной комиссии могут быть оправданы тем, что стоимость имущества ликвидируемого юридического лица и общая сумма заявленных требований кредиторов достоверно не известны, т.к. кредиторы могут пропустить срок для предъявления своих требований (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Следовательно, у ликвидационной комиссии всегда есть возможность, в обоснование своего решения о продолжении ликвидационных мероприятий вне рамок Закона о несостоятельности, избежать ответственности, предусмотренной этим же Законом, аргументировав это тем, что кредиторы не всегда могут получить удовлетворение вследствие предусмотренной возможности считать требования погашенными (п. 6 ст. 64 ГК РФ).

Также видится, что проводить ликвидационные мероприятия, не имея имущества, достаточного для удовлетворения требований всех кредиторов, либо всей суммы задолженности, до бесконечности невозможно, не видя перспектив для изыскания необходимых средств. Так, суд кассационной инстанции отменяет решения судов первой и апелляционной инстанции, признающих недействительным ненормативный акт регистрирующего органа, и обязывает восстановить юридическое лицо в государственном реестре. В обоснование своего решения суд ссылается на отсутствие законодательного закрепления норм, предусматривающих возможность обжалования актов, завершающих процедуру ликвидации, исключения ответчика из реестра и невозможность реального обеспечения подобным решением суда первой инстанции защиты гражданских прав ввиду отсутствия имущества ликвидируемого предприятия. Кроме того, суд ссылается на тот факт, что при ликвидации юридического лица все правоотношения прекращаются, требования кредиторов считаются погашенными независимо от соблюдения норм законодательства, регламентирующих порядок и процедуру ликвидации юридических лиц (п. 3 ст. 49, п. 6 ст. 64 ГК РФ). Однако можно сделать вывод, что по смыслу ст. 13 ГК РФ соответствующее решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд, который должен рассмотреть заявление по существу, независимо от того, исключено ли предприятие из государственного реестра юридических лиц, имеется ли имущество или нет.

Вместе с тем небольшая правоприменительная практика в области признания просроченных требований погашенными показывает, что не всегда суды принимают решения в пользу признания просроченных требований погашенными, мотивируя это тем, что у кредиторов не было времени для предъявления своих требований либо для подачи искового заявления к ликвидационной комиссии в случае отказа либо уклонения последней от рассмотрения предъявленных кредиторами требований. Видится, что ликвидация юридического лица, порядок которой регламентирован ст. 61 - 64 ГК РФ, есть не что иное, как специальный режим деятельности юридического лица, к которому применимы некоторые положения Закона о несостоятельности. Из смысла Закона видно, что законодатель четко прописал механизм предъявления требований кредиторов, как досудебный, так и судебный.

Представляется, что суды, принимая такого рода решения, "восстанавливают пропущенный срок", однако такой механизм законодательно не прописан.

Вместе с тем необходимо отметить, что согласно п. 4 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Пункт 2 ст. 1 Закона о несостоятельности расширяет круг юридических лиц, на которые распространяется действие Закона. Закон о несостоятельности распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Таким образом, с 3 декабря 2002 г. дела о признании несостоятельными (банкротами) соответствующих юридических лиц подведомственны арбитражным судам.

В соответствии с п. 2 ст. 224 Закона о несостоятельности в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица (за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций), в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом.

Ликвидация юридического лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций, стоимость имущества которого недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, осуществляется в порядке ст. 224 - 226 Закона о несостоятельности.

Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.

В соответствии со ст. 226 Закона о несостоятельности непредставление в арбитражный суд заявления о признании ликвидируемого юридического лица банкротом является основанием для отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

Согласно п. 9 ст. 142 Закона о несостоятельности требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

В связи с тем что действие Закона о несостоятельности не распространяется на казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации, применение положений § 1 гл. XI "Особенности банкротства ликвидируемого должника" к указанным юридическим лицам в случае недостаточности их имущества для удовлетворения требований кредиторов не представляется возможным.

В соответствии с п. 6 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.

Учитывая вышеизложенное, в случае представления указанными юридическими лицами документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией при наличии в ликвидационном балансе задолженности перед кредиторами, в том числе по обязательным платежам в бюджет, регистрирующий (налоговый) орган не вправе принимать решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании п. 1 ст. 226 Закона о несостоятельности.

На основании вышеизложенного ликвидация в случае недостаточности имущества:

1) юридического лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций, осуществляется в порядке ст. 224 - 226 Закона о несостоятельности. При этом требования кредиторов, не погашенные в ходе процедуры ликвидации по причине недостаточности имущества, считаются погашенными;

2) указанных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций осуществляется в порядке ст. 61 - 64 ГК РФ. При этом требования кредиторов, не погашенные в ходе процедуры ликвидации по причине недостаточности имущества, считаются погашенными.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается акционерами (участниками) предприятия по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Форма ликвидационного баланса традиционная - N 1 по УКОД. Единственные ее отличия от используемой квартальной отчетности - это дата составления, не совпадающая с окончанием квартала, и утверждение баланса акционерами (участниками), а не руководством предприятия.

В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

В соответствии со ст. 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ;

ликвидационный баланс;

документ об уплате государственной пошлины.

При принятии документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица регистрирующий орган не вправе не требовать представления каких-либо документов, подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности из налогового органа, справки о перечислении в Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Заявление о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ, представляется в регистрирующий (налоговый) орган ликвидационной комиссией или ликвидатором.

На основании представленного заявления регистрирующий орган вносит запись о государственной регистрации юридического лица и выдает (направляет) свидетельство по установленной форме и выписку из ЕГРЮЛ по месту нахождения юридического лица.

Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

Гражданское законодательство РФ не устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в ликвидационном балансе. Вместе с тем анализ положений ст. 63 ГК РФ показывает, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), как и промежуточный баланс, составляется в простой письменной форме.

На основании п. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией только после расчета с кредиторами юридического лица, после проведения инвентаризации оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица.

В связи с этим при направлении уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса или заявления о ликвидации юридического лица рекомендуется руководствоваться сроками составления (утверждения) промежуточного ликвидационного баланса, установленными Гражданским кодексом РФ.

Если юридическим лицом подано заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с нарушениями срока, установленного п. 2 ст. 22 Закона о государственной регистрации (до истечения двух месяцев с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица), то регистрирующий орган в целях государственной регистрации в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона (непредставление заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией) отказывает в государственной регистрации.

Документы представляются в регистрирующий орган по истечении установленного законом срока.

Необходимо отметить, что в заявлении о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица по установленной форме подтверждается, что соблюден установленный порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.

В случае представления в регистрирующий (налоговый) орган документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, в том числе подтверждающего завершение всех расчетов с кредиторами ликвидационного баланса, при наличии в регистрирующем (налоговом) органе сведений об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в том числе требований по обязательными платежам) либо при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов регистрирующий (налоговый) орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в соответствии с п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации, п. 1 ст. 226 Закона о несостоятельности.

В случае принятия учредителями юридического лица решения об отмене ликвидации юридического лица с учетом того, что Законом о государственной регистрации ГК РФ не регламентируется порядок принятия подобных решений, необходимо руководствоваться следующим.

Решение об отмене ликвидации юридического лица может быть принято как судом по требованию заинтересованных юридических лиц, так и учредителями (участниками) или уполномоченным органом юридического лица.

В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Отмена решения о ликвидации юридического лица возможна только до внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

В случае принятия учредителями юридического лица подобного решения:

до направления в регистрирующий орган уведомлений по установленной форме (уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица) не требуется представления в регистрирующий орган решения учредителей (участников) юридического лица об отмене приятого решения о ликвидации юридического лица;

после представления в регистрирующий орган уведомлений по установленным формам (уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица, уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора, уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса) в соответствии с требованиями ст. 63 ГК РФ - необходимо представить:

заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (при принятии учредителями (участниками) юридического лица либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица);

заверенную копию решения об отмене решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ запись об отмене записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по установленной форме выдается (направляется) юридическому лицу.

В случае принятия судом решения об отмене ликвидации юридического лица регистрирующий (налоговый) орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ только на основании решения суда. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ направляется юридическому лицу.

Стоит обратить внимание, что с момента внесения в ЕГРЮЛ записи об отмене записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией к указанному юридическому лицу не применяются положения п. 2 ст. 20 Закона о государственной регистрации.

Таким образом, юридическое лицо сохраняет статус действующего юридического лица.

В то же время, согласно ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иному правовому акту и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В случае поступления в регистрирующий орган решения арбитражного суда о признании недействительной записи о государственной регистрации юридического лица регистрирующий (налоговый) орган вносит запись в ЕГРЮЛ о принятии решения о признании недействительной записи о государственной регистрации юридического лица и в соответствии со ст. 31 НК РФ вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица.

В соответствии со ст. 182 АПК РФ решения судов, отменяющие акты органов государственной власти, подлежат немедленному исполнению.

Следовательно, регистрирующий (налоговый) орган, руководствуясь ст. 16 АПК РФ, в течение 5 дней с момента поступления соответствующего решения суда в регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ запись о признании недействительной записи о государственной регистрации юридического лица.

Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о признании записи о государственной регистрации юридического лица недействительной направляется по местонахождению юридического лица не позднее одного рабочего дня с момента внесения в ЕГРЮЛ указанной записи.

Внесение указанной записи не равнозначно ликвидации юридического лица.

Под ликвидацией юридического лица понимается прежде всего процедура удовлетворения требований кредиторов юридического лица, предусмотренная ст. 62 - 64 ГК РФ.

Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Таким образом, внесение в ЕГРЮЛ записи о признании недействительной записи о государственной регистрации создания юридического лица не прекращает правоспособности указанного юридического лица, его прав и обязанностей.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика.

На основании изложенного, внесение в ЕГРЮЛ записи о признании недействительной записи о государственной регистрации создания юридического лица не является основанием для списания задолженности налогоплательщика - юридического лица, его снятия с учета в налоговых органах.

В случае нарушения закона или иных правовых актов юридическими лицами, в отношении которых судом принято решение о признании недействительной государственной регистрации при создании, налоговые органы, руководствуясь п. 2, 3 ст. 61 ГК РФ, подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ, обращаются в суд с исками о ликвидации указанных юридических лиц.

Следует обратить внимание, что в связи с отсутствием в действующем законодательстве ограничений в государственной регистрации юридического лица, в отношении которого судом принято решение о признании недействительной государственной регистрации при создании, регистрирующий (налоговый) орган на основании представленных документов осуществляет внесение соответствующих записей в ЕГРЮЛ.


Авторы: Жане Алий Азаматович
Источник: Журнал "Право и экономика"