(495) 699-17-43
(495) 699-89-66
www.dgbiz.ru





Слияния и поглощения
Всепоглощающая страсть

Бизнес — это товар. А у товаров, как известно, есть рыночная цена, они продаются и покупаются. Столичные компании активно опутывают своими сетями регионы, в том числе путем приобретения местных игроков. Процессы консолидации идут полным ходом, и все большее число региональных предпринимателей задумывается о перспективе обмена статуса единоличного собственника на «предпринимательскую премию», которую сулит альянс с более крупным предприятием всероссийского масштаба. Тем же, кто ни за что и ни при каких обстоятельствах не готов расстаться со своим детищем, в скором времени придется потесниться, а то и вовсе уйти с рынка.

Российские регионы перестают напоминать удельные княжества, ведущие натуральное хозяйство. Эпоха «феодальной раздробленности» уходит, а консолидация, о которой так любят поговорить аналитики, — уже не план, а самая что ни на есть объективная реальность. Достаточно прокатиться по крупным городам страны, и многое встает на свои места. Где бы вы ни оказались, легко встретить вывески федеральных сетей, а на прилавках — те же самые товары хорошо знакомых производителей.

«Московский» бизнес постепенно становится общероссийским, а жители многих регионов уже считают федеральные розничные сети «своими». Впрочем, почему «считают»? Так и есть: нередко это действительно местный ритейлер, работающий под общенациональной вывеской. И далеко не всегда по франчайзингу: все чаще крупные бизнес-структуры предпочитают мягкотелой роли франчайзера сильную позицию полновластного владельца подконтрольных компаний.

Центробежная сила

О том, что все большее число федеральных компаний предпочитает выходить на региональные рынки путем слияния с местными игроками, красноречиво говорят цифры. В 2005 году объем российского рынка слияний и поглощений составил 51 миллиард долларов, а общее число сделок достигло 1 327. А уже в первом полугодии 2006-го, по данным KPMG, рынок вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 57%.

В стоимостном выражении, по данным проекта Mergers.ru, лидирующие позиции занимали и продолжают занимать сделки национального масштаба (межрегиональные): их доля в 2005 году составила 37,9% от всего объема рынка. Лидером по числу сделок остается Центральный федеральный округ, где в 2005 году было зарегистрировано 402 сделки (30,3%). Однако, по словам специалистов, доля межрегиональных сделок уверенно растет не только в стоимостном, но и в количественном выражении. Ничего удивительного: до недавних пор наиболее активно бизнес развивался в Москве и Санкт-Петербурге, а следовательно, основные слияния и поглощения происходили именно здесь. Но затем кривая деловой активности пошла вверх и в других городах ЦФО, что привело к расширению границ рынка слияний и поглощений.

Долгое время московские компании, присматривавшиеся к растущим региональным рынкам, не решались выходить за пределы Московской области. Однако очевидно, что, консервируя бизнес в столице, трудно рассчитывать на позитивную динамику развития компании и ее капитализации уже в ближайшей перспективе: будущее именно за общефедеральными сетями.

Непрозрачность и неподготовленность почвы в удаленных от центра регионах, да и элементарный коммерческий расчет привели к тому, что тестовой площадкой стали как раз географически близкие к Москве субъекты Федерации, что определяло до недавнего времени лидерство ЦФО по числу сделок M&A. Сегодня же москвичей, стремящихся захватить региональные рынки, расстояния не пугают: с не меньшим пылом, чем, например, в Твери, они готовы приобретать привлекательных местных игроков в Хабаровском крае.

увеличитьПо всем прогнозам, скоро расстановка сил на рынке слияний и поглощений выровняется, а бесспорно лидирующие позиции займут межрегиональные сделки. Обстоятельство, подтверждающее эту гипотезу: «вширь» растут не только московские сети, но и местные игроки, которые все громче говорят о планах выхода на федеральный уровень. Реализация таких намерений — лишь вопрос времени. Впрочем, пока столичные компании доминируют на этом поле: для них региональная экспансия — не прихоть, а осознанная необходимость.

— Развивающимся компаниям в большинстве рыночных сегментов необходимо выйти в регионы, чтобы увеличить рыночную долю, а для компаний, ориентированных на конечного потребителя (сфера услуг, розничная торговля), региональная экспансия выступает и вовсе основным условием выживания на рынке, — утверждает эксперт ИК «ФИНАМ» Сергей Харченко.

— Выход в регионы — неизбежность для московских компаний, поскольку их денежные запасы велики, а территорий для развития не хватает, — соглашается заместитель гендиректора компании «Столичный аудиторъ» Юлия Замятина.

Промежуточный итог: в регионах уже достаточно широко представлены все сетевые ритейлеры, многие строительные компании, рестораторы и т. д. Дольше всех в Москве «варился» «Седьмой континент»: представители компании заявляли о нежелании распыляться на регионы, предпочитая борьбу за лидерство в столице. Однако на фоне стремительного роста оборотов конкурентов и контролируемой ими доли рынка «Седьмому континенту» пришлось срочно пересматривать политику: возможностей преуспеть, опираясь на прежнюю стратегию, становилось все меньше. Столичный рынок, даже с учетом области, оказался все-таки конечным. «Когда возможности для дальнейшего роста компании на определенном территориальном рынке исчерпаны, она задумывается о расширении географии деятельности. И здесь перед ней возникают две задачи: выбрать «правильный» регион и выжить в конкурентной борьбе», — комментирует старший юрист Tenzor Consulting Group Алла Державина.

По оценкам Елены Солдатовой, управляющего директора департамента МСФО «PRADO. Банкир и Консультант», большая часть слияний и поглощений приходится преимущественно на города-миллионники, которые по потребительской активности и темпам развития рынка идут впереди других. Однако ориентация лишь на крупные города быстро изживает себя, ведь во многих сегментах эти, самые аппетитные, рынки уже поделены.

— Поначалу существовал негласный список из 11 городов-миллионников, куда московские сети выходили в первую очередь, — вспоминает старший консультант компании «Гурус» Алексей Москвич. — Теперь интерес представляют города с населением от 500 000 человек, но я уже встречал много компаний, в основном действующих на рынке одежды и продуктов питания, готовых работать в маленьких городах. Так, в Кузнецке Пензенской области (100 тысяч жителей), находящемся на пересечении транспортных потоков, появился современный торговый комплекс, и некоторые московские брэнды уже там.

Судя по всему, численность населения города или региона перестает быть ключевым критерием: инвесторов в куда большей степени интересует инвестиционная привлекательность региона. И в этом смысле динамично развивающийся город с населением в сто тысяч человек, где рынок еще нарождается, свободен от конкуренции и обладает очевидным потенциалом для роста, может оказаться для москвичей более интересным, чем дотационный, едва сводящий концы с концами «полумиллионник». «Российские регионы — огромный, неосвоенный рынок сбыта, который обещает сверхприбыли грамотным и профессиональным инвесторам», — уверена Алла Державина.

Покупатели нашлись

увеличитьПути и методы региональной экспансии каждая компания выбирает самостоятельно. Продуктовые ритейлеры нередко открывают в регионах магазины по франчайзингу, тогда как продавцы мобильных телефонов предпочитают покупать местных сбытовиков. Производственные фирмы хотят приобрести местные заводы с необходимыми мощностями, а «строителей» интересуют имеющиеся у региональных игроков земельные участки.

Выбор способа регионального развития (франчайзинг, филиалы, приобретение местных компаний) индивидуален, однако многие компании все чаще предпочитают осваивать регионы всеми доступными методами. Так, «Пятерочка» (недавно компания выкупила акции «Перекрестка», после чего была создана объединенная компания X5 Retail Group), известная как крупнейший франчайзер, решила приобрести бизнес своих наиболее успешных франчайзи (впрочем, в пресс-службе сети говорят, что конкретных планов по покупке других региональных сетей пока нет).

Сеть салонов сотовой связи DIXIS, купившая уже несколько региональных салонов, одновременно развивает франчайзинг. «В настоящий период активной консолидации мы проводим политику быстрого захвата рынка и получения своей доли в короткий промежуток времени», — поясняет директор департамента PR и внешних связей ГК DIXIS Татьяна Москалева. Значит, скупка региональных игроков продолжится.

Тем временем Divizion, по словам управляющего партнера Павла Караулова, остается единственной сетью в «телефонной рознице», развивающейся исключительно по франчайзингу: «Мы еще не покупали и пока не планируем покупать региональные сети. Франчайзинг как форму освоения российских регионов мы выбрали потому, что таким путем можно максимально быстро покрыть регионы с минимальными инвестициями». В то же время, по признанию Павла Караулова, компании интересны новые торговые площади «в хороших местах»: «Мы рассматриваем различные предложения по инфраструктуре».


Рубрика: Финансовые услуги (аудит, бухгалтерский учет и т. п.
Авторы: Антон Белых
Источник: "Бизнес журнал"