Экспансивная натура
Поход бизнеса в регионы набирает обороты. Но далеко не всем компаниям удается решать проблемы, возникающие в отношениях с местными властями. Зато потенциальные инвесторы могут снизить вероятность появления таких проблем, заранее составив список регионов, где точно не стоит начинать бизнес.
На прошлой неделе состоялся первый тур последних в России выборов губернатора. Все последующие назначения глав регионов будут проводиться из Кремля: в декабре прошлого года вступил в силу закон, по которому губернатор будет не избираться народом, а назначаться президентом страны. Однако неопределенность ситуации с изменением избирательной системы в регионах не слишком пугает инвесторов. Многие из них научились выявлять потенциальные проблемы с местными властями еще на стадии поиска площадки для своего предприятия.
В конце прошлого года Россия впервые за постсоветскую историю признана страной с несвободной экономикой. Авторитетная американская неправительственная организация Freedom House, ежегодно проводящая исследование Freedom in the World («Свобода в мире»), снизила рейтинг России с «частично несвободной» до «несвободной». И одним из поводов для принятия такого решения послужило изменение системы губернаторских выборов в нашей стране. По мнению экспертов организации, статус «несвободной» подразумевает, что принципы рыночной экономики в России не действуют, а если и действуют, то с большими оговорками.
Два месяца назад рейтинговое агентство «Эксперт РА» завершило работу над рейтингом инвестиционной привлекательности российских регионов в 2003–2004 годах. И его результат тоже получился не слишком оптимистичным. Впервые за годы проведения агентством этого исследования в России не оказалось ни одной области, республики или края с минимальным инвестиционным риском. Иными словами, в нашей стране на сегодняшний день не осталось точки, в которой инвесторы могли бы быть абсолютно спокойными за свой бизнес.
Еще об одном поводе для пессимизма напомнил недавно инвесторам генеральный прокурор РФ Владимир Устинов. Ситуация с взяточничеством в России, несмотря на попытки борьбы с ним, в целом не меняется. Более того, только ухудшается. «Коррупция достигла опасно высокого уровня, и с этим согласны все»,– возвестил глава Генпрокуратуры.
Но интерес деловых кругов к российской провинции не угасает – заявления отечественных и зарубежных компаний о планах региональной экспансии стали обычным явлением. И понятно, почему. Выход в новые регионы – это доступ к более дешевым ресурсам и очень хорошая возможность расширить собственный бизнес. Ради этого предприниматели готовы преодолевать многочисленные трудности, подстерегающие их «на местах».
Вынужденный работать в условиях далеко не всегда благоприятной российской реальности, бизнес не просто приспособился к ним. Большинство компаний разработало тактику поведения в случае возникновения конфликтов с местными чиновниками. А наиболее продвинутые придумали критерии, позволяющие найти регион, где вероятность таких проблем была бы минимальной.
Вложить в инвестиционный проект несколько миллионов долларов, а потом спешно его сворачивать, так и не успев ничего заработать. Подобный результат «недопонимания» между представителями бизнеса и региональных администраций встречается повсеместно, утверждает президент промышленной группы МАИР Виктор Макушин. Его словам можно верить: входящие в холдинг предприятия ведут бизнес в половине регионов России.
Компании IKEA, одному из самых многострадальных иностранных инвесторов в России, несколько лет не давали разрешения на строительство транспортной развязки на Ленинградском шоссе
Компания IKEA последние несколько лет была, пожалуй, самым многострадальным иностранным инвестором в России. Ей долго запрещали строить транспортную развязку, позволяющую покупателям без проблем добираться до торгового центра на Ленинградском шоссе. Не давали участки для строительства магазинов в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Подмосковье. Препятствовали открытию центра в Ленинградской области. Причина такого количества конфликтов в том, что компания работает в нашей стране по тем же стандартам, что и в остальном мире. «Мы не изучаем ни „политический фактор”, ни особенности взаимодействия бизнеса и власти в этих регионах»,– заявил СФ генеральный директор IKEA в России Леннарт Дальгрен. Но иногда компании приходится отступать от своих принципов. Последний скандал с затянувшимся открытием торгового комплекса в Химках (госкомиссия администрации Химкинского района отказывалась давать заключение о готовности комплекса к эксплуатации) завершился лишь после того, как господин Дальгрен встретился с губернатором Московской области Борисом Громовым, а IKEA передала $1 млн на строительство спорткомплекса в Химках.
В разных регионах бизнес чувствует себя совершенно по-разному. Это доказывает даже опыт упрямой шведской компании. «Наш торговый центр в Казани был построен в рекордно быстрые (причем не только для IKEA в России, но и в мире) сроки и начал работать без каких бы то ни было проволочек»,– рассказала заместитель руководителя пресс-службы компании Алла Забровская.
Если обратить внимание на некоторые неформальные признаки, то можно предсказать вероятность возникновения разных проблем еще на стадии выбора площадки для строительства нового завода или магазина. Некоторые, как, например, японский автоконцерн Toyota, годами ищут подходящий регион для строительства завода, изучая самые разные точки по всей стране и встречаясь с местными чиновниками.
Деньги к деньгам
Если в регионе присутствуют компании из других областей и работают иностранные предприятия, это уже повод рассматривать его в качестве потенциальной площадки для развития инвестиционного проекта. «Иностранцы часто интересуются, есть ли в регионе зарубежные компании. И особенно радуются, когда обнаруживают соотечественников,– рассказывает партнер фирмы „Пепеляев, Гольцбалт и партнеры” Виталий Можаровский.– В этом случае у них появляется возможность неформально обсудить с земляками, какие проблемы придется решать и как выстраивать взаимоотношения с властями».
Кроме того, нужно выяснить, имеются ли в регионе удачно реализованные проекты. С особым вниманием следует отнестись к тому, возникали ли конфликты между бизнесом и властью (такую информацию можно получить из местных СМИ или узнать у знакомых предпринимателей, работающих в регионе). Громкие конфликты должны насторожить.
В конце 1990-х годов власти Воронежа буквально выжили со своей территории компанию Philips. Она приобрела за $2 млн контрольный пакет акций воронежского завода по производству кинескопов ВЭЛТ, собираясь превратить его в крупнейшего в Европе производителя электронно-лучевых трубок. Однако в процессе модернизации производства у Philips возник конфликт с властями, которые выступили против запланированного голландцами сокращения штатов. Местная администрация начала массированную атаку на компанию. Ей предъявили налоговые претензии и обвинили в диверсии. «Philips купил местный завод кинескопов ВЭЛТ специально для того, чтобы развалить производство»,– комментировал газете «Коммерсантъ» один из местных чиновников. В итоге голландцы передали завод властям за символическую сумму 1 рубль. К этому времени компания потратила на модернизацию мощностей около $60 млн.
Американская корпорация Cardill также столкнулась с проблемами в Воронеже. В течение года она безуспешно пыталась добиться от администрации согласия на изменение категории выбранного для строительства завода участка с «земель сельхозназначения» на «земли промышленности» (о том, как избежать этой проблемы, читайте здесь). А на прошлой неделе компания заявила, что отказывается от инвестиционных планов в Воронеже и откроет завод в Туле.
Проверка на профессионализм
Создание благоприятного инвестиционного климата значится среди приоритетов большинства российских регионов. Однако не всегда ситуация на местах соответствует декларациям чиновников. Выявить реальное отношение к инвесторам помогают косвенные признаки.
«Если губернатор выступает на конференции и из 15 минут, отведенных ему на доклад об инвестиционной привлекательности своего региона, 10 минут посвящает рассказу об истории края, о том, какие партизаны здесь были и какие поэты писали там свои произведения, никогда туда не идите»,– предупреждает Виктор Макушин. «Наличие у органа власти опыта работы с инвестиционными проектами, сформированной команды, обученных, грамотных чиновников существенно сокращает продолжительность процесса принятия решений и прохождение всей массы согласований»,– продолжает Виталий Можаровский. Если таких качеств у чиновников нет, бюрократические проволочки обеспечены.
Алексей Медведев, владелец компании, занимающейся консалтингом в области слияний и поглощений в регионах, советует обращать внимание и на отношение властей к обеспеченным слоям населения. «Обычно мы смотрим, как одеты люди, на каких машинах они ездят, в каких ресторанах питаются. То есть имеются ли в регионе состоятельные люди и не боятся ли они показывать свои доходы,– говорит он.– Например, в одном регионе, который мы посетили в целях „разведки”, нам сказали: „Скромнее надо быть. Зачем на хорошей машине приезжаешь?” Это уже настораживает. Открывать там бизнес вряд ли имеет смысл».
Пять критериев выбора для инвестора
Политический климат, разумеется, далеко не единственное, что изучают компании, выбирая тот или иной регион для инвестирования. Принимая решение об открытии предприятия в конкретном населенном пункте, инвесторы руководствуются целым рядом соображений. При этом количество разработанных ими критериев выбора может достигать нескольких сотен, а требования – быть предельно детализированными. Так, например, один из региональных чиновников сообщил представителям СМИ, что компания Toyota в процессе поиска площадки для открытия завода в России разработала объемный вопросник для представителей местной администрации, чтобы выяснить, какие условия те готовы ей предложить. Среди прочего там есть вопросы о том, готов ли муниципалитет открыть рядом с заводом компании школу с преподавателями японского языка, а также обеспечить наличие как минимум одного магазина и больницы, где будет работать персонал, владеющий английским языком.
Правда, столь жесткие требования, скорее, лишь исключение из правил. Обычно же компании при выборе региона ограничиваются комплексом стандартных критериев, среди которых можно выделить пять основных.
1. Географическое расположение – близость к сырью, рынкам сбыта, поставщикам. Прежде чем приступить к строительству завода по производству шин в нашей стране, финский холдинг Nokian Tyres, по словам генерального директора компании в России Андрея Панюхова, изучил более 100 участков, но остановился на площадке под Всеволожском (Ленинградская область). Регион расположен недалеко от крупных рынков сбыта (Санкт-Петербург и Москва), а также от границы с Финляндией, откуда будет завозиться сырье и оборудование для завода.
2. Инфраструктура – наличие транспортных развязок, складских помещений, тепло- и электроэнергии. Для производителя соков «Нидан», например, было важно иметь возможность автомобильной доставки грузов, поэтому он выбрал площадку в поселке Котельники Московской области, недалеко от МКАД. А для компании Ford выгоднее было доставлять комплектующие морем, поэтому обязательным требованием к участку стало наличие работающего зимой порта.
3. Налоговый режим. Особенности местного налогового законодательства могут серьезно различаться. Региональные власти, установившие льготный режим налогообложения для инвесторов, могут рассчитывать на то, что последние не преминут этим воспользоваться. Так, по словам Екатерины Кулиненко, пресс-секретаря компании Ford в России, одним из основных критериев выбора Ленинградской области для компании стал привлекательный для инвесторов налоговый климат региона (льготы по налогу на прибыль, имущество предприятия).
4. Квалифицированные кадры. Получить профессиональный персонал, конечно, лучше, чем заново обучать сотрудников на местах. Поэтому, например, Nokian Tyres близость Всеволожска к Финляндии помогла решить проблему кадров. В реализации проекта участвует много финских специалистов.
5. Особенности участков. «Для нас было важно, чтобы земля под строительство завода была приобретена в собственность,– рассказывает глава подмосковного завода „Нидан-Гросс” Андрей Викторов.– Мы параллельно изучали участки в Москве и области, но в столице нам предлагали лишь площадки на условиях долгосрочной аренды». В итоге компания решила остановить выбор на Подмосковье, где получила возможность купить землю.
Внутренние склоки
Перед «походом» в определенный регион важно выяснить, каковы взаимоотношения местных представителей власти. «У нашего клиента был проект в области ЖКХ в одном из городов. Местный муниципалитет был очень заинтересован в его развитии: улучшение жилищно-коммунального хозяйства повышало лояльность жителей города к мэру,– рассказывает Алексей Медведев.– Однако неожиданно у клиента возникли проблемы. Прокуратура завела на компанию уголовное дело, обвиняя в мошенничестве. Оказалось, что мэр и губернатор враждуют, и последнему не понравилось, что наш клиент начал крупный бизнес в городе, не согласовав его с ним». О том, что конфликт между различными уровнями власти в регионе существует, было известно всем, однако инвесторы не предполагали, что это может затронуть и их интересы. Правда, они достаточно быстро нашли выход из ситуации. «Руководители компании встретились с губернатором, поговорили и теперь даже дружат с ним. Так тоже бывает,– резюмирует Алексей Медведев.– Губернаторы чувствуют себя как князья, а территория, где они правят,– их территория. Поэтому когда там без их ведома появляется какой-нибудь бизнесмен, им это очень не нравится».
Еще меньше понравится региональным чиновникам появление на их территории бизнеса, способного создать серьезную конкуренцию предприятиям, контролируемым губернаторами, членами их семей или представителями их команды. «Даже если ваш бизнес идеально оформлен, но вы чужой и конкурируете с предприятием губернаторского клана, вам дадут около полугода поработать, присмотрятся к вам, а потом все равно закроют. Или создадут условия, чтобы вы закрылись сами»,– со знанием дела говорит Виктор Макушин. О «бизнес-интересах» губернаторской команды в регионе знают все его жители, об этом пишут местные СМИ, поэтому, не имея поддержки более влиятельных лиц, пытаться конкурировать с ними на их территории не стоит.
Не тот размер
Необходимость поиска влиятельных покровителей, утверждает Виктор Макушин, напрямую зависит от размера открываемого в регионе бизнеса. «Если бизнес, который вы приносите туда, не является для этого региона, для его губернатора одним из самых больших и привлекательных, то тогда можете приходить. Небольшому заводу на 500 человек вряд ли будут чинить серьезные препятствия. А вот если вы откроете один из крупнейших мебельных центров, можете не сомневаться: проблемы вам обязательно создадут,– говорит он.– Потому что вы будете слишком лакомым кусочком для той армии чиновников, которые с утра до вечера только и думают, как бы им увеличить свои доходы. Они откажутся от своих претензий только в том случае, если увидят, что есть какие-то более влиятельные люди, которые вам покровительствуют».
Понятно, что «звонок из администрации президента» может легко решить практически любую проблему инвестора, однако не у всех есть возможность заручиться поддержкой в Москве. Если же возникает необходимость нейтрализовать сопротивление столичных или федеральных чиновников, выход, по мнению Макушина, может быть один: «Тогда вам придется искать протекции за рубежом. Потому что без поддержки лично Тони Блэра или Джорджа Буша ваш проект не пойдет. Либо он должен быть настолько мелким, чтобы не представлять интересов для тех, у кого вы просите поддержки. В этом я уже много раз убеждался на собственном опыте».
Президент МАИРа далеко не единственный, у кого был подобный опыт. В начале 2001 года арбитражный суд Свердловской области принял решение о деприватизации одного из крупнейших в России электромеханических заводов «Альстом-СЭМЗ» (бывшего германо-российского, а после вхождения немецкой фирмы, владеющей пакетом акций завода, в состав французского концерна «Альстом», французско-российского предприятия). Немцы попытались уволить гендиректора предприятия, которого подозревали в похищении документов о выкупе государственной собственности коллективом СЭМЗ в 1990 году. Однако областная администрация неожиданно встала на сторону опального топ-менеджера. При помощи судебных приставов тот смог на некоторое время фактически захватить предприятие. Передела собственности удалось избежать только после придания конфликту международного характера. Посол Германии в России обратился за помощью к главе Минэкономразвития Герману Грефу. А потом обсуждение ситуации на заводе было вынесено на повестку заседания российско-германского консультационного совета по инвестициям с участием президента России Владимира Путина и канцлера Германии Герхарда Шредера. В итоге гендиректор написал заявление, в котором отказался от каких-либо претензий в адрес предприятия и был уволен.
Очевидно, что привлечь столь мощный протекционистский механизм могла лишь крупная международная корпорация. Более мелкие игроки такую схватку с властями вряд ли бы выиграли. Самые прозорливые из них, изучив особенности политического климата в области, отказались бы туда приходить. А инвестиционные проекты остальных просто бы погибли.
«Как правило, на дружеский прием никто не рассчитывает»
Сергей Леонтьев, президент Пробизнесбанка:
– На самом деле сбор информации о потенциально интересном рынке или регионе не является большой проблемой. Помимо официальной отчетности по рынку и публичной отчетности его игроков существует множество альтернативных каналов сбора информации – от отраслевых аналитических отчетов всевозможных рейтинговых агентств, инвестбанков и фондов до проведения (или заказа сторонней компании) собственного исследования.
Что касается административных рисков, то здесь есть два пути решения. Либо приходить в регион при поддержке не последних представителей федеральных или местных властей, либо завязывать партнерские отношения с ключевыми фигурами в регионе с нуля. Оба способа подразумевают личное общение первых лиц.
Вопреки распространенному мнению, точки соприкосновения можно найти всегда. Более того, на высоком уровне никакой речи о неофициальных договоренностях или вознаграждении даже не идет. Например, основой для построения партнерских отношений может служить помощь местным властям в реализации социально значимых или экономически приоритетных проектов в регионе. Сложнее дело обстоит с бизнесменами, работающими на рынке, где вы планируете экспансию. Как правило, на дружеский прием никто не рассчитывает. Поэтому на первое место встает мнение конечных потребителей вашего продукта.
Зачастую подготовка к экспансии начинается с осторожных разъяснений для общественности: кто мы, что хотим делать, почему мы это делаем лучше других. На каком-то этапе разъяснительной кампании опять же становится нужной помощь, оказываемая местной администрации в решении проблем территории, где мы собираемся работать.
Кроме того, ключевым фактором выхода на любой рынок является наличие уникального клиентского предложения. Учитывая открытую публичную позицию и репутацию нашего банка, клиенты уже не встречают его в штыки, а начинают пробовать. Если продукт или услуга пользуются спросом, то можно начинать строить партнерские отношения с конкурентами или игроками других рынков. В частности, наш банк активно расширяет свое присутствие за счет сетей партнеров – от автосалонов и турагентств до магазинов и поликлиник.
Авторы: Татьяна Ткачук
Источник: Журнал "Секрет фирмы"
|