(495) 699-17-43
(495) 699-89-66
www.dgbiz.ru





Оценка бизнеса
Сколько стоит свечной заводик?

Наилучшим, хоть и хлопотным, вложением капитала может стать покупка готового бизнеса

Купить действующий бизнес сейчас можно за 10, а то и за 5 тысяч долларов. На рынке продаются десятки и даже сотни малых предприятий самого разного профиля.

Если у вас есть предпринимательские амбиции и 10 тысяч долларов, с которых вы хотите настричь больше, чем даст банк на валютном депозите, то вы можете купить маленький пункт видеопроката или обменку где-нибудь на окраине Москвы. И тогда уже вы не рантье, а честный предприниматель, дерзнувший своими инвестициями и трудом преумножить свое состояние. Да, купить функционирующий бизнес сегодня можно за 10 тысяч. Правда, в случае с обменкой надо иметь еще 15-20 тысяч оборотных средств, иначе она не будет работать. Но на рынке можно подобрать себе такой бизнес, который не требует абсолютно никаких дополнительных вложений. Просто один хозяин из дела как бы изымается, а другой оказывается на его месте - продолжая рулить процессом и извлекать доход. К примеру, недавно таким образом за 40 тысяч долларов был продан салон по производству штор. Весь бизнес-комплекс (включая оборудование, арендуемые площади, сырьевые и товарные запасы, трудовой коллектив, договора с поставщикамии потребителями) перешел к новому владельцу. За 70 тысяч можно купить готовый цех по производству кондитерской продукции с налаженным производством и не требующий дополнительных инвестиций. Супермаркет дешевле, чем за 100 тысяч, на рынке не найти. Мечта отца Федора о свечном заводике сегодня могла бы воплотиться в жизнь примерно за 100-150 тысяч долларов.

Себе - автомойку, жене - ресторанчик

На рынке готового бизнеса покупатель судит не столько по цене, сколько по своим способностям, рассуждая так: этот бизнес мне понятен, я справлюсь, это мне по силам и по карману.

Например, любой человек, дерзнувший примерить звание инвестора, вполне может управлять парикмахерской. Успех этого бизнеса определяется немногими и достаточно простыми факторами: норма выработки на рабочее место, затраты на аренду, материалы. Точно так же нет особых секретов организации бизнеса на автомойке-людям это дело кажется вполне по плечу.

Традиционно высок спрос на кофейни, кафешки и рестораны. Причем эти заведения, как и салоны красоты, нередко покупают предприниматели своим женам. Правда, купленный «в подарок любимой» ресторан нередко через год-полтора снова выставляется на продажу.

Появление на улицах нового химиката для борьбы с гололедицей привело этой зимой к всплеску спроса на автомойки. Как горячие пирожки раскупаются газозаправочные станции. И, конечно, много покупателей на предприятия торговли - киоски, магазины и супермаркеты. Особенно хорошо идут предприятия коммерческой недвижимости, то есть фирмы, располагающие офисными, торговыми или производственным площадями для сдачи их в аренду. Учитывая, что стоимость деловой аренды в Москве постоянно растет, покупка фирм, занимающихся коммерческой недвижимостью, становится хорошим вложением капитала.

В последнее время растет спрос и на производственные предприятия. Пекарни, цеха по производству чипсов, предприятия легпро-ма тоже стали интересовать инвесторов.

А почем парикмахерская?

Оценка бизнеса - дело хитрое и многогранное. Оценщики пользуются мудреными методиками, суть которых упрощенно сводится к следующим.

1. Рыночный метод. Производится анализ подобных сделок на рынке, делаются необходимые скидки-надбавки в зависимости от конкретных обстоятельств бизнеса и таким образом выясняется стоимость предприятия, которое вы хотите купить. Это, кстати, тот самый метод, которым все мы пользуемся при покупке жилья или автомобиля - ведь мы тоже отталкиваемся от цен на похожий товар на рынке.

2. Восстановительный метод. Бизнес оценивается в ту сумму, которая потребовалась бы для развития аналогичного бизнеса с нуля.

3. Доходный метод. В этом случае оценивается доход, который приносит или может приносить предприятие. Здесь на оценку влияет срок, за который можно «отбить» вложенные в покупку средства. Нормальным для малого и среднего бизнеса считается срок окупаемости вложений от года до трех лет.

При покупке бизнеса стоит оценивать и такое явление, как нематериальные активы предприятия, состоящие из брэнда, репутации, деловых связей, таланта работников, собственных ноу-хау и т. п. Например, ценность фирмы, разрабатывающей программное обеспечение, принципиально мало зависит от арендуемых площадей или собственных компьютеров. В этом случае самое главное - светлые головы и имена разработчиков и менеджеров, а также их связи.

Важным фактором формирования общей стоимости, а то и жизнеспособности бизнеса является трудовой коллектив предприятия, его квалификация и управляемость. Весь бизнес может висеть на одном человеке и это огромный риск. Известен случай в страховом бизнесе, когда главный менеджер по продажам ушел из фирмы после смены собственника и с ним ушли 40% клиентов, то есть почти половина бизнеса. (Ему хватило, чтобы основать собственную страховую компанию.)

Но речь идет не только о топ-менеджерах, которые могут перейти на другую работу и увести клиентуру. Не менее серьезными проблемами чреваты капризы главного автослесаря дяди Вани с золотыми руками, на котором держался весь бизнес автосервиса. Смешно, но судьбу химчистки может решить пятновыводчик с окладом в 6 тысяч рублей. Профессия очень редкая, а без такого специалиста химчистка теряет и смысл, и клиентов.

Процедурные вопросы

Самый щекотливый и сложный вопрос - как отдать деньги и вступить в право владения новым бизнесом. Очень хочется, чтобы между двумя эти актами не было слишком большой или даже непреодолимой дистанции.

Прежде всего необходимо сказать, что риски, в том числе криминальные, здесь действительно есть. Как, скажем, есть они на рынке недвижимости или автомобилей.

К числу главных рисков относятся скрытые внебалансовые обязательства продаваемого предприятия. При некоторых схемах продажи старые долги, которые прежнему владельцу удалось скрыть (например, не учтенные по балансу векселя, какие-то поручительства, гарантии), могут вылезти наружу уже после сделки. И новому владельцу от них не отвертеться.

Риск же неисполнения обязательств по сделке купли-продажи бизнеса, то есть риск невыплаты денег или неполучения прав на бизнес, при грамотном посреднике с хорошей репутацией в принципе сводится к минимуму. Посредник изучает кредитную историю предприятия, собирает информацию из области безопасности. Нормальный посредник обычно отвечает за всю документацию, связанную с оценкой, - ведь у него должна быть лицензия оценщика.

Что же касается процедуры передачи денег, то она проста. Сначала между покупателем и продавцом подписывается соглашение о намерениях, потом покупатель передает на руки продавцу под расписку или вносит на его счет некий аванс. После этого идет проверка всех заявленных обстоятельств бизнеса. Когда решение принято, покупатель открывает аккредитив в пользу продавца. Затем подписывается договор купли-продажи 100% доли или акций (в зависимости от организационно-правовой формы предприятия). Банк допускает продавца к средствам аккредитива только на основании подписанного и заверенного договора купли-продажи и зарегистрированного в налоговой инспекции нового учредительного документа. Иногда вместо аккредитива покупатель арендует депозитную ячейку, которая используется для оплаты по тому же механизму - банк открывает продавцу доступ к ячейке при получении покупателем документов, удостоверяющих его право владения бизнесом.

Деньги передать легко. Собственность на бизнес передать несколько сложнее. С юридической точки зрения существует четыре основных формы покупки-продажи бизнеса.

Первой и основной является замена учредителей в ООО либо в ЗАО - то есть в юрлице, владеющем бизнесом. Это достаточно простой способ. Его минус - юрлицо при новом хозяине сохраняет свою старую кредитную историю. Могут всплыть неизвестные внебалансо-вые обязательства. Есть и существенный плюс - замена учредителей не требует получения всего пакета разрешительной документации (СЭС, пожарники и т. п.), лицензий (если бизнес лицензируется).

Второй способ - создание нового юрлица и передача ему активов, связанных с покупаемым бизнесом. Активы могут как продаваться, так и переводиться иным способом. При продаже имущества от одного юрлица другому, естественно, возникают налоги, которые, впрочем, можно минимизировать. Способ тоже простой, но тоже имеющий существенный недостаток. Новое юрлицо должно заново получать весь комплект разрешительной документации и лицензии, если они требуются. А это дело очень хлопотное.

Третья форма, предлагаемая законом, - продажа предприятия как имущественного комплекса. Но таких случаев, когда предприятие было бы зарегистрировано как имущественный комплекс, немного.

Есть и четвертый способ - для вымирающих предприятий. Это продажа через процедуру ликвидации. Речь идет, конечно, о дружественном банкротстве. Условно говоря, покупатель и продавец договариваются, продавец инициирует процедуру ликвидации, его имущество описывают, продают на торгах, где его и приобретает новый собственник. Недавно по схеме «дружественного банкротства» была продана гостиница.

Услуги посредника-консультанта стоят от 2% до 15% от суммы сделки. Причем оплачивает услуги посредника продавец.

Подробную информацию о продаже бизнеса и посредниках на этом рынке можно найти в Интернете. По запросу «продажа бизнеса» поисковая машина выдаст вам не менее десятка адресов фирм-посредников и электронных каталогов объявлений о продаже и покупке готовых предприятий.

Примечания:

Практически все бизнеса ценой от 10 до 150 тыс. долларов работают на арендованных площадях.

В таблице собраны сведения о действующих бизнесах; пакеты документов и неработающие компании стоят дешевле.


Авторы: Андрей Мирошниченко
Источник: Сберегательная газета