(495) 699-17-43
(495) 699-89-66
www.dgbiz.ru





Эффективное ведение бизнеса
ОПЕРАТОРЫ ЕЩЕ НЕ ОСОЗНАЛИ, ЧТО ЗАНЯТЫ НЕ СВОИМ ДЕЛОМ

Хью РОБЕРТС — эксперт, чья сфера деятельности включает футурологию, технологии связи и телекоммуникационный бизнес, специалист по созданию человеко-машинных интерфейсов для развлекательных приложений, компьютерный 3D-художник и музыкант. Во время визита в Москву Хью встретился с корреспондентом «Профиля» Андреем АННЕНКОВЫМ.

— Вам не кажется, что операторы сотовой связи занялись не своим делом? Сегодня они продают не только передачу голоса и текстовых сообщений, мобильный доступ к Интернету, но и всякую ерунду вроде рингтонов, картинок, анекдотов etc., используя для такой торговли свое исключительное положение посредника между своими абонентами и остальным миром.

— Если взглянуть на бизнес компании связи, увидим три вещи. Прежде всего это ее бренд, уровень доверия клиентов. Эксплуатируя это доверие, оператор может продавать все что угодно, хоть зажигалки в форме телефонов. Ответ на ваш вопрос состоит в том, насколько умно оператор пользуется такой возможностью. Затем есть определенная технологическая инфраструктура, которая может приносить доход. Наконец, самое важное — информация.

Исторически сложилось так, что телекоммуникационные компании обладают гигантским количеством данных о характере использования сетей связи и о своих клиентах. Эти данные нужны не только для того, чтобы оператор мог выставлять счета за свои услуги и планировать развитие своей технологической инфраструктуры. Они нужны другим компаниям тоже — для целей маркетинга, например, и для множества других целей. Речь уже не о просто об услугах связи, а о самостоятельном выборе абонентом элементов стиля своей жизни. Абонент превратился не просто в потребителя, он стал заказчиком информационных продуктов компаний, которые стоят за спиной у оператора связи. И это означает модификацию привычной операторам бизнес-модели.

То, что бизнес-модель меняется, это хорошая новость. Плохая новость состоит в том, что у операторов, стоящих в центре этой модели, нет идей, каким образом они могут управлять новой ситуацией, которая складывается вокруг них. Интерес собственника сети передачи данных принципиально отличается от интересов сервис-провайдеров, то есть тех, кто разрабатывает для абонентов новые информационные продукты и новые сервисы.

В будущем бизнесы сервис-провайдеров и операторов связи будут отчетливо разграничены. Во всей Европе останется от силы пять-шесть компаний, владеющих инфраструктурой связи и использующих самые разные технологии. Появится огромное количество сервис-провайдеров, которые станут предъявлять к этой инфраструктуре самые разнообразные требования, чтобы обеспечить потребителя нужным ему сервисом.

Представьте: вы становитесь абонентом услуг связи с брендом «ЦСКА Telecom». Покупаете телефон с логотипом «ЦСКА». Вне стадиона это просто телефон. А на стадионе вам открываются специальные хотспоты, и вы можете, например, получать видеопоток с повторением эпизодов матча, который сейчас смотрите. «ЦСКА Telecom» снабжает вас, кроме того, статистическими данными и прочей информацией, которая так важна для болельщика. Это просто наглядный пример того, что может быть, один из огромного числа возможных примеров.

Оператор связи не в состоянии самостоятельно обеспечить подобные сервисы. Этим займутся другие, а оператору останется его скучное дело: поддержка и развитие систем передачи данных. Cable & Wireless уже так и делает — компания сосредоточилась на своих 2700 корпоративных клиентах, а остальных отдала маленьким компаниям, и прекрасно себя чувствует.

Сейчас новые бренды впрыгивают в ту сферу, которая недавно принадлежала исключительно телекоммуникационным компаниям. Телекоммуникационные компании связи должны учиться у этих новичков строить свой бизнес вокруг интересов потребителя. Я — артист, мое занятие — развлекать людей, и сейчас мне доставляет удовольствие объяснять телекоммуникационным компаниям необходимость думать об интересах клиентов прежде, чем это дойдет до них в виде суровой бизнес-реальности.

— Так ведь уже доходит — сотовые операторы пытаются поддержать ARPU именно за счет новых сервисов.

— Многие из них еще не вполне осознали, что заняты не присущим им делом. Есть ли у телекоммуникационных компаний интеллектуальные ресурсы, чтобы действовать в качестве розничных продавцов контента и сервисов, понять потребности конкретного абонента? Банкиры не верят в это. Отсюда и возникновение множества компаний — поставщиков контента. Многие из них не выживут, в том числе из-за того, что рынок находится под контролем операторов связи. Хотя в такой стране, как Россия, неизвестно еще, что сильнее влияет на будущее — рынок или правительство.

— Технологии тоже несут угрозу операторам, разве нет? Представьте, например, город, полностью покрытый зоной хорошего Wi-Fi. Зачем людям в таком городе сотовая связь? Они могут пользоваться IP-телефоном.

— Такая ситуация тоже хорошо объясняется моим подходом. Всякая технология деструктивна в том смысле, что убивает предшествующие ей технологии и делает ненужными предыдущие вложения средств. Если развитие систем связи отделено от развития информационных сервисов, процесс смены технологий не будет угрожать операторам в той степени, в какой он угрожает им теперь. Это понимают в Еврокомиссии: регулятор отрасли ведет дело к тому, чтобы отделить собственников систем связи от компаний, разрабатывающих информационные услуги. Это первый пример совпадения тенденций развития рынка и регуляторной деятельности правительства.

— В России регулятор отрасли также полагает, что информационная услуга должна быть технологически независима. Например, для операторов дальней связи независимо от того, используют они IP-телефонию или традиционную проводную связь, правила получения лицензии одинаковы.

— Это похоже на американскую модель: условия одинаковы для всех, и пусть выживает сильнейший. А в Европе принимают во внимание, каким сервисам потребитель отдает предпочтение. Вообще-то наивно полагать, что регулятор может быть нейтрален по отношению к технологиям. Такое возможно только если вообще не будет никакого регулирования. На деле способы регулирования развития, например, IP-телефонии в разных странах варьируются от полного запрета до полного отсутствия регулирования. В конечном итоге технологии победить нельзя. Это никому не удавалось. Ну как вы можете препятствовать распространению SKYPE (компьютерная программа передачи голоса по Интернету. — «Профиль»)?

— В какой мере успехи российского рынка телекоммуникаций связаны с высокими ценами на нефть, а в какой с удачным регулированием отрасли?

— Либерализация экономики и количество денег в других ее отраслях очень важны для развития индустрии телекоммуникаций. Что касается регулятора телекоммуникационной отрасли в России, то он не обладает достаточной независимостью. Это не его вина. Вопрос в том, насколько быстро он достигнет зрелости. Равняться тут следует не на США и не на Европу — и там, и там регулирование и развитие телекоммуникаций далеки от идеального, несмотря на диаметральное различие подходов. Знаете, где созданы действительно новаторские условия для развития телекоммуникаций? В Пакистане. У этой страны есть преимущество дешевой рабочей силы, но там также произошли настоящие новации в области маркетинга на телекоммуникационном рынке.

— Вы председательствуете в жюри премии World Billing Awards и выдаете награды компаниям за «лучший биллинг». По-моему, если счет абоненту выставлен вовремя и без ошибок, это и есть лучший биллинг, вот и все.

— А по-моему, биллинг — это важнейшая составляющая бизнеса телекоммуникационных компаний и даже его стратегическое направление. Есть тонкое различие между информацией и данными. Да, биллинг — это обработка данных, распечатка счетов абонентов. Но в биллинговых системах сосредоточены такие данные, которые могут быть трансформированы в доход компании. Представьте себе IT-директора телекоммуникационной компании. Он заседает в совете директоров, но говорит с прочими директорами на разных языках. Его задача — работоспособность технических систем, а задача других директоров — эффективный бизнес компании. Однако именно в руках IT-службы находятся сведения о том, как добиться эффективности. Надо только уметь их проанализировать. Многие думают, будто, анализируя биллинговую систему, я работаю с данными. На самом деле я извлекаю из данных информацию, причем такую, которая указывает новые источники прибыли.


Рубрика: Связь
Источник: журнал "Профиль"