Search vs. Soft: глобальная смена курса
Компании, чье положение лидера на рынке кажется незыблемым, могут потерять свое величие. И не потому, что допустили управленческие ошибки, избрали неверную маркетинговую стратегию или не рассчитали собственные силы. Они могут потерять лидерство лишь потому, что мир меняется и изменения неизбежно влияют на бизнес-ландшафт.
Глобальное смещение фокуса
Кто мог предположить еще несколько лет назад, что что-либо может угрожать корпорации Microsoft? Конечно, у компании были и есть прямые конкуренты, разрабатывающие программное обеспечение, но до недавних пор ее позиции на рынке были более чем устойчивы благодаря монополии Windows и Office.
Все знают историю о том, как Билл Гейтс много лет назад уловил весьма важную тенденцию повсеместной компьютеризации. Но он не смог дать верную оценку изменениям, произошедшим благодаря появлению интернета. Теперь основную угрозу для бизнеса Microsoft представляют отнюдь не прямые конкуренты, а создатели поисковых систем. «Интернет затронул жизнь каждого, - говорит Усама Файад, старший вице-президент Yahoo!. – Родилась новая область знаний, которая превзойдет многие нынешние достижения компаний в бизнесе и обществе».
«Высокопрофессиональные специалисты сегодня стремятся попасть в поисковые компании», - говорит Марти Хирст, профессор школы информационного менеджмента и систем Berkeley. Google занял место, до недавнего времени принадлежавшее Microsoft: молодой и динамичной компании, работающей над самыми острыми и важными технологическими проблемами. До того как интернет стал тем феноменом, каким он является ныне, именно Microsoft служил «магнитом» для самых талантливых специалистов, желающих решать сложнейшие технологические проблемы: например, сделать персональный компьютер проще и доступнее. Сейчас, когда эта цель достигнута, фокус в мире высоких технологий с появлением и распространением интернета сместился от персональных компьютеров и разработки программного обеспечения к поисковым технологиям и интернет-сервисам.
Украденные суперзвезды
Количества, в которых Google и Yahoo! нанимают новых сотрудников, выглядят пугающе. За второй квартал этого года один только Google переманил около 230 инженеров. Его недавний улов составляют такие суперзвезды, как Луис Монье, бывший директор eBay, и Кай-Фу Ли, не менее талантливый разработчик из Microsoft. Yahoo! также нанимает в значительных количествах ведущих инженеров, среди которых, например, Ларри Теслер, в прошлом занимавший пост вице-президента Amazon.com. А 28 июля компания планирует объявить о назначении Прабхакара Рагхавана, бывшего руководителя поисково-программного подразделения в Verity, главой своего исследовательского направления.
Охота за талантами, которую ведут новые интернет-лидеры, уже сегодня превратилась в головную боль для других участников высокотехнологичного рынка. В первую очередь тех, кто запускает новые проекты. По их словам, стоит найти отличного специалиста, непременно выясняется, что он либо уже ведет переговоры с Google, либо (чаще всего) уже получил от него предложение. Орен Этциони, профессор University of Washington, говорит, что Google нанял большинство его лучших студентов, треть каждого класса, специализирующегося на поисковых технологиях, в течение последних двух лет.
Новые корпорации
Некоторые сетуют на то, что интернет-компании просто «перекупают» лучших специалистов. Конечно, они предлагают более привлекательные компенсационные пакеты, однако не все так просто. Интернет-компании представляют собой корпорации нового поколения, и кто знает, возможно, в будущем все корпорации будут выглядеть именно так.
Во-первых, молодые таланты стремятся в Google, потому что получают возможность работать бок о бок с технологическими гуру, многие из которых являются авторами книг, по которым они изучали предметы в коллежде. Во-вторых, компания дает им возможность работать над решением сложных проблем, способных изменить жизнь миллионов людей.
В-третьих, интернет-компании создают корпоративную культуру нового типа, принципиально отличающуюся от той, что существует в большинстве крупных корпораций. Корпоративная культура нового типа – это даже не культура, а скорее - определенный стиль жизни, в котором жизнедеятельность людей, буквально помешанных на своем деле, не разделяется на «до и после» работы. Здесь находится место для разных «дурацких» занятий вроде игры в хоккей на роликах в подземном гараже компании или гонок игрушечных автомобилей с дистанционным управлением, что, согласитесь, трудно представить в стенах почтенных и консервативных корпораций старого типа.
И наконец, в-четвертых, сотрудникам Google доступно множество дополнительных благ в виде меню корпоративной столовой, которому могут позавидовать гурманы, туалетов, оборудованных по последнему слову техники, и много чему еще в том же духе.
Джеймс Е. Питков, чья компания Outride Inc. была куплена Google в 2001 году, считает, что Google удалось создать «эффект Вилли Вонки» (Вилли Вонка - владелец волшебной шоколадной фабрики, персонаж из сказки Роальда Даля). Новые технологические таланты хотят работать над самыми захватывающими проблемами мирового значения рядом с умнейшими и ярчайшими из своих коллег. Одними деньгами привлечь их нельзя.
Крупные высокотехнологичные корпорации (например,Hewlett-Packard) сокращают объемы финансирования собственных лабораторий, тогда как интернет-компании начали движение в противоположном направлении – они быстро наращивают исследовательскую мощь. Например, Google, благодаря Кай-Фу Ли, переманенному из Microsoft, развивает исследовательскую лабораторию в Пекине.
Такие крупные игроки, как Xerox, Hewlett-Packard, IBM, ведут себя излишне самонадеянно. Эти представители технологической элиты гордятся своими бюджетами на R&D, которые в несколько раз выше, чем у Google и Yahoo, однако забывают, что интернет-компании находятся только в начале пути. И лучшие специалисты, которых им в значительных количествах удается переманить из тех же IBM и Microsoft, могут заложить фундамент для корпоративных лабораторий нового поколения.
Kill Bill
Microsoft все еще крепко стоит на ногах. Билл Гейтс уже понял, что глобальный фокус сместился, и предпринимает отчаянные попытки спасти положение. Обладая практически безграничными финансовыми возможностями и влиянием в индустрии, корпорация может заплатить сколько угодно за то, чтобы лучшие умы работали на нее. Но оказывается, что денег и влияния уже недостаточно. Чего стоит одна история с судебным разбирательством из-за Кай-Фу Ли, которого Microsoft безуспешно пытался удержать от перехода в Google, ссылаясь на пункт в контракте, запрещающий ему работать в конкурирующей компании. Этот процесс, возможно, должен являться недвусмысленным предостережением для других сотрудников Microsoft, планирующих «побег». Но проблема не только в том, что благодаря интернет-компаниям гигант потерял за несколько лет несколько блестящих умов. Корпорации уже приходится сражаться за молодые таланты, которых она сама же и выращивала.
Поисковая технология, которую Microsoft недавно представил публике, была встречена благосклонно, но занимая лишь 15% североамериканского поискового рынка, проект Microsoft катастрофически отстает от конкурентов. Сообщения в прессе о том, что Google создает новое секретное оружие - суперкомпьютер Googleplex, способный обрабатывать миллиарды поисковых запросов в день со скоростью света, стали еще одной неприятной новостью для Microsoft. И если Google объявил о том, что планирует в этом году потратить $1,5 млрд на развитие, то Microsoft ошеломил сообщением о том, что потратит не запланированные ранее $2 млрд. Аналитики предполагают, что большая часть этих средств предназначена для борьбы с Google.
Билл Гейтс, судя по всему, осознает, что все перечисленные выше шаги – лишь временные меры, которые не помогут Microsoft, делу всей его жизни, удержать лидерство в будущем. Раз мир изменился, должна измениться и корпорация. Именно это является истинной причиной недавних кадровых перестановок в Microsoft.
Билл Гейтс объявил о том, что к 2008 году отойдет от руководства компанией. Он будет проводить в компании лишь часть времени, а остальное посвятит управлению благотворительной организацией Bill and Melinda Gates Foundation, которая на сегодняшний день располагает рекодным капиталом в $61 млрд. Стив Балмер сохранил пост генерального директора, Крейг Манди был перемещен на позицию директора по исследованиям и стратегии, а Рэй Оззи фактически стал дублером Гейтса на посту главного архитектора программного обеспечения. Наблюдатели сосредоточили все свое внимание на паре Балмер - Оззи, от развития взаимоотношений которых в конечном счете зависит будущее компании. (См. статью Microsoft без Гейтса! .)
Рэй Оззи – новичок в Microsoft, но является блестящим разработчиком и его репутация в мире высоких технологий достаточно весома, чтобы сотрудники корпорации приняли его, несмотря на то что он «человек со стороны». Балмер, напротив, один из ветеранов компании и известен в большей степени благодаря успехам в продажах и маркетинге. Несмотря на то что Оззи отличается от Гейтса, по мнению экспертов, он может стать его достойным преемником в роли технологического вдохновителя. Некоторые считают, что Оззи через 3-5 лет сменит Балмера на посту СЕО корпорации. Но пока этого не произошло, им придется учиться работать в одной команде, что может оказаться не столь просто. Балмер не обладает технологическим видением, но успешно управляет компанией, он фокусируется на тактике. Оззи, напротив, ориентирован на долгосрочную стратегию. Эти роли по своей сути конфликтуют.
Как они будут искать компромисс, чье мнение будет иметь больший вес в спорных ситуациях и что будет с корпорацией, если им не удастся договориться между собой? Чтобы снять эти вполне резонные вопросы и не будоражить финансовые рынки, Гейтс и установил двухлетний переходный период и заверил общественность том, что будет присутствовать в жизни компании, пусть и не в прежнем объеме. «Гейтс пытается сказать, с одной стороны, «я ухожу», но с другой стороны, «я буду рядом, чтобы убедиться, что вы все делаете правильно», - считает профессор менеджмента бизнес-школы Wharton Лоуренс Хребиньяк. «Шесть лет назад Гейтс ушел с поста СЕО, и это был первый шаг, - говорит Эван Уиттенберг, директор Wharton Graduate Leadership Program. – Сейчас он переходит к другой роли. Он по-прежнему будет определять философские основы организации, а также обеспечит стабильность».
И все же, скорее всего, Балмер и Оззи смогут договориться, ведь проблемы и потребности Microsoft очевидны, а общие цели объединяют. Позиции корпорации Microsoft сильны, но сейчас она стоит на распутье. Она нуждается в том, чтобы переосмыслить свою стратегию. Ведь сейчас люди покупают компьютеры в большей степени для того, чтобы воспользоваться возможностями интернета. Рано или поздно они задумаются, почему, собственно, они должны платить сотни долларов за операционную систему. И если они ее все-таки купили, то почему они должны беспокоиться о том, чтобы усовершенствовать ее. Это ситуация, которую Microsoft не предвидел. А тот факт, что корпорация производит столь важные внутренние перестановки, является свидетельством того, что ей необходимо что-то предпринять. «Главный вызов для Microsoft, - говорит Кевин Вербах , профессор права и бизнес-этики Wharton, – заключается в том, что, по сути, она является разработчиком программного обеспечения, а программное обеспечение в том виде, в котором мы его знаем, умерло».
Рубрика: Предприятия сферы высоких технологий
Авторы: Мария Пикалова
Источник: E-xecutive
|