Туризм в России удержат на плаву пенсионеры и малоимущие
Говорят эксперты WTTC и другие приятные вещи, например, что турбизнес в РФ растет и развивается динамичнее, чем в странах Евросоюза. Оценки отечественных специалистов и бизнесменов, работающих в туризме, намного скромнее и сдержаннее. Их скепсис связан с тем, что миллионы россиян привыкли отдыхать за границей, поток иностранных туристов сокращается (более чем на 16% в 2005г.), а внутренняя туриндустрия испытывает серьезные трудности.
Рынок растет, в основном, за счет выездного туризма, ежегодно до 20 млрд долл. идут мимо карманов компаний, работающих на внутреннем рынке, и у них, соответственно, не хватает средств для перелицовки доставшейся в наследство советской инфраструктуры, подготовки высококвалифицированного менеджмента, привлечения зарубежных инвестиций и т.д. Высокие цены за «ненавязчивый сервис» отпугивают и россиян, и иностранцев.
Вопрос, как нам обустроить турбизнес, в последние годы поднимается на самом высоком уровне, и все звучнее и явственней проявляются упования бизнесменов на господдержку. Жизнь показывает, что господдержка - вещь весьма симптоматичная и небезнадежная. Сейчас доля внутреннего туризма в общем объеме ВВП страны - 2%. В идеале этот показатель должен быть в 4-5 раз выше, и государство должно увеличить количество выделяемых отрасли средств, сказал в эфире телеканала РБК в программе «В фокусе» генеральный директор компании UTE Megapolus Дмитрий Фесик. Практически все рыночные годы властям по понятным причинам было не до проблем сферы отдыха и развлечений. И вот в 2004-2006гг. произошел, можно сказать, прорыв. Правда, ожидать прямых вливаний в частный турбизнес - напрасный труд, а вот на создание режима наибольшего благоприятствования вполне можно, и нужно, рассчитывать.
Прежние мертворожденные долгосрочные программы и концепции развития отрасли вплоть до 2020г., фактически не подкрепленные реальными проектами и деньгами, потихоньку стали оживать. Так, не успела Дума принять в середине марта 2006г. еще только лишь в первом чтении два законопроекта о создании особых туристско-рекреационных экономических зон, дающих существенные льготы вкупе с материальной господдержкой, как более половины регионов–субъектов РФ уже заявили о готовности иметь их у себя. Теперь ожидается конкурс заявок. Но на раскрутку ОЭЗ потребуется немало времени, поэтому Федеральное агентство по туризму активно продвигает рассчитанную до 2008г. федеральную программу «Туристические центры России».
Задумана она хитроумно: на новые объекты, так называемые «опорные» турцентры, казенных денег сразу не обещают, но если регионы предложат стоящий доходный проект, государство на 30% его профинансирует, а остальное - за частными инвесторами и местными бюджетами. Причем государство желает быть основным собственником подобных объектов. На 13 имеющихся крупных проектов общим объемом свыше 12 млрд руб. федеральный центр готов раскошелится на 1 млрд руб. Интересно, что наряду с традиционными маршрутами в Центральной России и на юге страны эти проекты охватывают перспективные территории, где еще не ступала нога массового туриста: Западная и Южная Сибирь (Томская, Омская, Тюменская и Иркутская области, Алтайский край, Бурятия), Дальний Восток (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск), Камчатка («Деревня гейзеров»), а также Башкортостан, Татарстан и многие другие.
Пока иностранцев в Россию привлекает культурно-познавательный и деловой туризм, в небольшой степени приключенческие и экстремально-спортивные туры – охота, рыбалка, альпинизм, сплав по рекам (рафтинг) и т.д. Хорошие перспективы у лечебно-оздоровительного сегмента - можно сделать комплимент российским методикам, технологиям и врачам, говорит Галина Опалева, генеральный директор туристической компании «География красоты и здоровья». Правда, отмечает она, эти клиенты, в основном, состоятельные, и им трудно предлагать наши здравницы в силу их низкого сервиса. "Есть и такой вариант инвестиций в этом сегменте: консультирую серьезных бизнесменов, у которых уже налажен свой хороший бизнес, и они хотят, как игрушку, создать курортный отель, параллельно создавая медицинские центры в Москве", - говорит г-жа Опалева. Таким образом, клиент лечится или диагностируется в столице, а потом едет на реабилитацию и отдых в регионы.
Предлагаемая госпрограмма по туристическо-рекреационным ОЭЗ должна как раз стимулировать частные инвестиции в развитие лечебно-оздоровительных проектов, которых сейчас немного. У россиян экстрима в жизни и так предостаточно, и в массе своей они хотят именно отдыхать, причем непременно на пляжах. Перед желанием властей развернуть, пусть частично, потоки, кормящие зарубежный турбизнес, хочется снять шляпу - настолько это сложная задача. Хотя, как считают эксперты, вполне выполнимая, если за нее грамотно взяться, как, скажем, взялись в Краснодарском крае.
Просматривается в правительственных программах и политический аспект. Критика неразвитости социального туризма в стране с переходной экономикой заложена в программы многих партий. По данным социологов, большинство граждан не в состоянии позволить себе не только ежегодный заграничный тур, но и организованный отдых вообще. Особенно это касается старшего поколения, что повышает градус социального напряжения. В Китае, например, за счет средств госбюджета полностью финансируется программа социального туризма. «Два года назад отменили фонды социального страхования для взрослого отдыха, остался только детский, - говорит генеральный директор бюро путешествий «Ориент» Анатолий Гусев. - Но в этом году возрождаются эти программы, социальными туристами загружаются здравницы в зимний период, в межсезонье, что позволяет им таким-то образом держаться на плаву».
Финансируя отдых малоимущих граждан - пенсионеров, инвалидов, школьников - государство, с одной стороны, делает благое дело, а с другой, опосредованно повышает доходность российской туротрасли и умиротворяет общество. Причем, как справедливо полагают эксперты, хотя этот «контингент» неприхотлив, не мечтает о «лас-пальмасах» и вполне удовлетворится курортами и турами в любезном нашем отечестве. В данном случае дважды грешно скупиться и ориентироваться только на межсезонье.
Рубрика: Туристический комплекс
Источник: РосБизнесКонсалтинг
|