Стучите по дереву
Говорить о насыщении рынка офисной мебели рано, хотя его рост не прекращается с 1998 года. Уверенность мебельщикам придает благоприятная ситуация на рынке офисных помещений: активное строительство предполагает не менее активное обустройство офисных площадей. По оценке группы компаний «Бекар», сегодня объем предложения на московском рынке офисной недвижимости составляет примерно 10,5 млн кв. м. В 2005 году были введены 800–900 тыс. кв. м новых площадей класса А и В. При этом арендаторы в столице стали привередливее и все чаще предпочитают помещения с открытой планировкой и минимальным количеством стен и колонн, а значит, у мебельщиков появляется больше возможностей для создания эргономичных рабочих пространств.
Пока только вперед
Прошедший год в основном оправдал ожидания участников рынка: вектор роста, заданный еще несколько лет назад, сохранился. По оценкам аналитиков, в 2005 году потребительская емкость рынка увеличилась в Москве в среднем на 10–15%, а в России – на 5–10%.
Правда, в исследовании рынка, проведенной компанией «Prado Банкир и консультант» и представленной на конференции ТПК «Феликс», отмечено, что российский рынок офисной мебели в 2005 году рос не так быстро, как в прошлые годы (четыре-пять лет назад он показывал 15–20% годового прироста). Впрочем, участников такая динамика не удивила, и они готовы к дальнейшему замедлению. «Мы предполагаем, что в 2006 году рынок вырастет как минимум на 9–11% в денежном выражении. Оговорюсь, что благоприятные факторы в развитии национальной экономики могут привести к увеличению этих цифр»,– говорит генеральный директор дистрибуторского центра «Тайпит» Дмитрий Николаев.
В среднесрочной перспективе аналитики прогнозируют смещение спроса в крупные регионы, где в течение всего прошлого года наблюдался рост рынка. Самыми перспективными признаны Уральский, Южный и Сибирский федеральные округа: участники рынка ожидают в этих регионах усиления спроса на дорогую и качественную мебель.
Цена постоянства
В прошлом году спрос на недорогую оперативную мебель вырос примерно на 5%, в то время как на представительскую и мебель бизнес-класса он снизился на 2–3%. В итоге, как и раньше, хитом продаж была недорогая мебель со стоимостью рабочего места от $200 до $500: на нее пришлось 65% всех продаж. Доля мебели бизнес-класса (стоимостью от $500 до $1 тыс.) для менеджеров среднего звена составила 27%, а на дорогую представительскую мебель (от $2 тыс.) пришлось 8% (данные «НВМ Бизнес консалтинг»). При этом аналитики отметили спад продаж российской мебели в низшем ценовом сегменте (около $200), связав его с выходом на российский рынок зарубежных игроков, которые способны предложить самые низкие цены на продукцию эконом-класса (Китая, Сингапура, Малайзии, а также стран СНГ – Белоруссии и Украины). Приход новых участников, возможно, заставит «стариков» пересмотреть прейскуранты. «Естественным следствием усиления конкуренции на рынке станет снижение маржи на некоторые группы товаров»,– делает вывод Дмитрий Николаев.
В начале прошлого года аналитики предрекали, что число потребителей существенно расширится за счет тех, кто хочет обновить мебель в уже работающих офисах или подыскивает столы и стулья для новых сотрудников, нанятых при расширении бизнеса. Цифры подтвердили прогнозы: в течение года оперативную мебель обновили около 20% заказчиков, а три года назад этот показатель не достигал и 10%. Эта тенденция сохранится и в 2006-м.
Спрос все чаще возникает со стороны небогатых бюджетных организаций, сотрудники которых десятилетиями работали за старыми столами. Как правило, бюджетники пока закупают мебель нижнего ценового сегмента.
Чтобы удержать лояльных потребителей и привлечь новых, участники рынка собираются активно развивать комплексные услуги по оснащению офиса. «Рынок несколько сместится в сторону неценовой конкуренции, хотя цена в ближайшее время останется решающим фактором при принятии решения о покупке, особенно в категории low-end, то есть недорогой мебели»,– прогнозирует Дмитрий Николаев из «Тайпита». Это значит, что лакомый кусок достанется тому, кто предложит не только собственно качественную мебель продвинутого дизайна, но и грамотный дизайн-проект и услуги по монтажу и дальнейшему обслуживанию. К примеру, в 2005 году один из салонов «Юнитекса» после реконструкции был превращен в профессиональную дизайн-студию, собственное дизайн-бюро есть и у Kraft.
Оперативный рост
Отечественные производители ориентированы прежде всего на внутренний рынок, поэтому доля экспорта офисной мебели из России до сих пор остается незначительной. Так, в первом полугодии 2005 года, согласно результатам исследования компании «Prado Банкир и консультант», объем экспорта составил $6,2 млн (при общем объеме импорта $39,7 млн). Лидерские позиции среди стран-потребителей надежно удерживает Казахстан, ежегодно увеличивающий закупки российской мебели. Так, в 2002–2003 году в Казахстан экспортировалось российской продукции на сумму более $3 млн ежегодно, в 2004-м объем поставок возрос до $6 млн. В первом полугодии 2005 года в Казахстан было поставлено продукции на $2,6 млн.
Аналитики и участники рынка выступают в роли «осторожных оптимистов»: они ожидают, что и при незначительном объеме экспорта ведущие российские компании продолжат продвигать свою продукцию за рубеж, работая через собственные представительства и налаженные дилерские сети. Так, ТПК «Феликс» уже имеет представительства в Германии и ОАЭ, а другие участники из пятерки лидеров – «Камбио», «Юнитекс», Kraft и «Док-17» – выстроили эффективные дилерские сети в Казахстане, на Украине и в Белоруссии.
Начавшийся еще несколько лет назад процесс импортозамещения на внутреннем рынке в текущем году не сбавит оборотов. В связи с улучшением качества отечественной продукции вытеснение импорта будет происходить в среднем и высшем ценовых сегментах. В сегменте недорогой оперативной мебели, где наши производители были традиционно сильны, доля российской продукции сейчас составляет 70–80%. И, по оценкам экспертов, за 2006 год она может увеличиться до 90%. Что же касается класса люкс (дорогих представительских кабинетов), то в этом сегменте рынка преобладает импортная мебель – около 80%. И хотя российские производители стараются изо всех сил, осваивая производство кабинетной мебели из шпона, серьезных изменений в расстановке сил здесь не прогнозируется. У этого факта есть объяснение. Директор проекта «Офисная мебель» компании Кraft Владимир Васильев считает, что в России работают талантливые дизайнеры, способные разработать модели кабинетов, не уступающие итальянским, но их идеи не будут запущены в серийное производство из-за высокой себестоимости и отсутствия необходимых технологий.
Рубрика: Предприятия лесного комплекса, деревообработка и ЦБП
Авторы: Жанна Локоткова
Источник: Журнал "Секрет фирмы"
|