Продажа бизнеса должника - грядут перемены.
В п. 1 ст. 118 Проекта под предприятием (бизнесом) должника понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (в ст.86 Закона о банкротстве такого положения нет). Данное определение важно, так как оно однозначно указывает, что вопросы отнесения имущественного комплекса к предприятию, определения состава предприятия при его продаже и др. регулируются в соответствии со ст. 132 и параграфом 8 гл. 30 ГК РФ.
Следует также отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 118 Проекта объектом продажи предприятия (бизнеса) могут также служить "филиалы и иные структурные подразделения при наличии возможности выделить из всех обязательств должника обязательства, связанные исключительно с деятельностью данных филиалов и иных структурных подразделений". Могут ли указанные объекты быть признаны предприятиями?
Представляется, что если филиал как обособленное подразделение должника (ст. 55 ГК РФ), а также структурное подразделение, расположенное в месте нахождения должника, способны использоваться для ведения предпринимательской деятельности, то они могут быть признаны предприятиями в соответствии с п. 1 ст. 132 ГК РФ.
Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с п. 2 ст. 132 ГК РФ из состава предприятия законом или договором могут быть исключены некоторые виды имущества (недвижимость, долги и др.). На основании этой нормы п. 2 ст. 118 Проекта предусмотрено, что при продаже предприятия денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату введения в отношении должника внешнего управления не включаются в состав предприятия. (В абзаце четвертом п. 1 ст. 86 Закона о банкротстве установлена иная дата принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.) Надо полагать, что данная норма Проекта направлена на максимальное освобождение нового собственника предприятия от долгов и, следовательно на ускорение процесса реализации данного предприятия.
При этом не вполне понятно, оставляет ли законодатель право сторонам договора продажи предприятия исключить из его состава иные виды имущества. Так, например, при покупке торговых предприятий недвижимость может не играть большой роли, так как новый собственник может перевести их на свои площади (расположенные более выгодно территориально). Основную же ценность предприятия составляют иные его элементы (их перечень в ст. 132 ГК РФ не ограничен).
В соответствии с п. 5 ст. 118 Проекта продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов, если иное не предусмотрено Проектом. Отличие этого положения от нормы абзаца первого п. 4 ст. 86 Закона о банкротстве в том, что в соответствии с последней "иное" может быть предусмотрено планом внешнего управления.
По всей видимости, разработчики проекта, с целью уменьшения возможности злоупотребления при продаже предприятия сочли целесообразным закрепить на законодательном уровне лишь один случай его продажи без проведения открытых торгов. Надо полагать, что этот случай установлен в п. 6 ст. 118 Проекта (полностью воспроизводит норму п. 5 ст. 86 Закона), допускающем продажу предприятия без проведения повторных торгов при наличии согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов, если заявка на приобретение предприятия получена от одного участника.
Предлагается изменить порядок опубликования объявления о продаже предприятия (абзацы третий и четвертый п. 5 ст. 118 Проекта). Так, в соответствии с нормой абзаца второго п. 4 ст. 86 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан опубликовать объявление о продаже предприятия на открытых торгах в официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.
Вышеуказанное положение Проекта предусматривает, в частности, публикацию сведений в официальном издании, определенном Правительством РФ (см. ст. 28 Проекта). Внешний управляющий также будет обязан опубликовать объявление о продаже предприятия в органе местной печати по месту нахождения должника. Кроме того, указанному лицу предоставляется право опубликовать объявление в иных средствах массовой информации.
Указанные нововведения направлены, и это очевидно, на привлечение к участию в торгах как можно более широкого круга участников.
Авторы: А. Куликов.
Источник: АКДИ "Экономика и жизнь"
|