(495) 699-17-43
(495) 699-89-66
www.dgbiz.ru





Обзор рынка кредитования
Маленький, но такой дорогой.

Банки поборются за малый бизнес

Среди причин, препятствующих увеличению объема кредитования малого предпринимательства, банки называют высокие риски, отсутствие надежного заемщика, недостаточную ресурсную базу, увеличение накладных расходов и незначительность доходов в абсолютном выражении в расчете на одного заемщика по сравнению с кредитованием более крупных заемщиков. Однако исследование показало, что процентная ставка по кредитам для малых предприятий достигает 22% годовых, и это более чем в 1,5 раза выше среднегодового показателя по кредитам для нефинансовых организаций в среднем по России (11,9%).

В целом малые и средние банки, особенно региональные, считают, что их жизнеобеспечивающей нишей является кредитование именно малого и среднего бизнеса.

Так называемая «специализация» небольших и средних региональных банков по кредитованию и обслуживанию малого предпринимательства и среднего бизнеса — естественный процесс нынешнего «разделения труда» между крупными, средними и небольшими банками. Необходимость скорейшего активного освоения региональными банками клиентуры из числа малого бизнеса диктуется еще и тем, что в последнее время на этот рынок все чаще заглядываются крупные банки и международные финансовые организации.

О запуске собственных программ по кредитованию малого предпринимательства заявили кредитные организации, реализующие данные программы совместно с международными организациями-донорами, такими как Европейский банк реконструкции и развития (КБ «Челиндбанк»), Международная финансовая компания (КБ «НБД», КБ «Уралтрансбанк»), USAID (КБ «Центр-Инвест», АКБ «Русский банкирский дом», СДМ-Банк) и другие. Стоит отметить, что кредитные организации, работающие в рамках специальных программ (таких как, например, программа ЕБРР) и получающие льготные кредиты для работы с малыми предприятиями, варьируют величину процентной ставки в пределах 12—15,5% годовых. Однако только 7% опрошенных банков имеют доступ к таким программам.

В прошлом году Внешторгбанк выделил на цели кредитования малого предпринимательства 1 млрд долларов США. Данная программа стартовала в 12 городах (в планах на 2005 год — еще 10). Для максимального упрощения кредитной процедуры в структуре подразделений Внешторгбанка формируются отделы кредитования малого предпринимательства из 6 человек, которые будут наделены полномочиями для оперативного решения вопросов и осуществления всего цикла операций, связанных с предоставлением кредитов. Понятно, что конкурировать с планомерным и технологичным подходом ВТБ небольшим региональным банкам будет очень непросто — если они не вырастят свою клиентуру сегодня.

Поэтому подход большинства банков к отбору заемщиков сегодня кажется как минимум недальновидным. При выдаче кредита малому предприятию они руководствуются его финансовым состоянием, хорошим обеспечением кредита и кредитной историей заемщика. Собственно, такие хорошие клиенты уже сами могут выбирать банки, где дадут кредит на лучших условиях. И вряд ли такой подход можно в полном смысле слова назвать развитием кредитования малого бизнеса.

Своя поляна

Региональные банки правильно оценивают складывающуюся ситуацию. Банки в регионах являются не только кредитными и расчетными платежными институтами. Зачастую они выполняют консалтинговые функции. В перечне оказываемых услуг консультации называют около 50% банков. Обращает на себя внимание широкий спектр услуг, оказываемых региональными кредитными организациями. Кроме расчетно-кассового обслуживания, кредитования и консультаций они занимаются операциями с векселями, экспортно-импортными операциями (гарантии, аккредитивы), факторингом, управлением временно свободными счетами, инкассацией. Банки оказывают помощь в финансовом и налоговом планировании, содействуют в формировании и расширении рынка для клиентов-малых предприятий. Данный факт служит дополнительным подтверждением тому, что малые и средние региональные банки в сотрудничестве с малым бизнесом выступают с позиции партнерства, планомерно «выращивая» клиента, оказывая ему всестороннюю помощь.

В дальнейшем с субъектами малого предпринимательства готовы работать больше трети опрошенных банков — 35%. При этом в 30,5% банков разработана специальная кредитная политика в отношении малых предприятий, что доказывает серьезность подхода рассматриваемых банков к проблеме. Очевидно, что среди основных аргументов в пользу ориентации их стратегии на сектор малого предпринимательства выделяются следующие:

* Работа с малыми предприятиями в наибольшей степени соответствует принципу диверсификации. Тем самым банк гарантирован от того, что не станет заложником одного или нескольких крупных клиентов/заемщиков.

* Крупные предприятия и реализуемые ими программы и проекты в большинстве своем уже распределены по банковской системе. Работа же в секторе малого бизнеса является свободной нишей и должна стать основой для деятельности малых и средних банков.

* Доходность от вложений в проекты малого бизнеса, от операций кредитования малых предприятий превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса. Этому способствует лучшая адаптация к изменению конъюнктуры рынка, более высокая налоговая дисциплина, более низкий уровень затрат, более высокая инновационная активность.

* Малый бизнес является наиболее мобильным сектором экономики, быстрее всех приспосабливающимся к изменяющимся условиям рынка.

Об эффективности работы с малым предпринимательством, правильности выбранной стратегии можно судить, опираясь на накопленный кредитными организациями опыт. Лишь у 8,7% исследованных банков доля кредитования малого бизнеса за год работы уменьшилась, у 33,3% осталась неизменной, а у 58,3% увеличилась. Авторы исследования считают, что эти данные свидетельствуют в целом о перспективности работы банков в этом секторе экономики и экономической оправданности расширения своего присутствия на рынке финансовых услуг для малого предпринимательства.]


Рубрика: Банки
Авторы: Оксана Дяченко.
Источник: "Банковское обозрение", №2, февраль 2005 г.