Сделка со многими неизвестными
Первого февраля руководство московского представительства австрийского Raiffeisen International Bank подписало соглашение с акционерами ОАО «Импэксбанк» о его покупке. Стоимость сделки — 550 млн долларов.
На российском банковском рынке это беспрецедентная сделка — впервые иностранцы купили не сугубо «нишевый» банк, как «Дельтакредит», специализирующийся на ипотечных кредитах, или КМБ, финансирующий малый бизнес, а крупный универсальный банк с развитой филиальной сетью. По размерам активов Импэксбанк занимает 22-е место в российской банковской системе — более 48 млрд руб., по собственному капиталу — 31-е место (5,5 млрд руб.), по объему частных депозитов — 12-е место (18,6 млрд руб.); наконец, со своей сетью из 45 филиалов Импэксбанк занимает 4-е место среди частных банков — после Росбанка, «Возрождения» и НБ «Траст». Объединенный банк займет 7-е место по активам и станет крупнейшим иностранным банком в России, то есть обойдет Международный Московский банк.
По словам главы Raiffeisen Bank Йоханна Йонаха, к покупке Импэксбанка их подвигло желание активно продвигаться в регионы, а также значительно расширить свою продуктовую линейку за счет потребительского кредитования и финансирования малого и среднего бизнеса. «Продуктовая линейка Импэксбанка как раз покрывает те сферы, которых Raiffeisen в России пока не касается. Это финансирование покупок частных лиц в супермаркетах плюс работа со средними и мелкими предприятиями, — сказал «Эксперту» г-н Йонах. — Мы хотим расти гораздо быстрее, чем раньше, а для этого нам необходима большая филиальная сеть».
Уже два года назад Raiffeisen Bank поставил перед собой задачу активно развивать свое присутствие в регионах, поскольку именно за счет регионов стал прирастать и розничный, и корпоративный банковский бизнес. Первой весточкой того, что в регионы потекли деньги, стал рост стоимости недвижимости в городах-миллионниках. Создать собственную разветвленную филиальную сеть иностранному банку оказалось не под силу. И дело не только в объеме инвестиций. Масса трудно решаемых административных вопросов, препоны, выставляемые местными игроками, — процесс грозил затянуться лет на пять, и тогда возможности для развития бизнеса были бы упущены. Поэтому в Raiffeisen было принято решение купить уже готовый бизнес. Особого выбора у австрийского банка не было: негосударственных, неотраслевых банков с развитой общефедеральной, а не региональной филиальной сетью всего-то пять: Росбанк, Альфа-банк, «Уралсиб», МДМ и Импэксбанк. Первые четыре продаваться пока не собираются, но в любом случае стоят они на порядок дороже.
А вот Импэксбанк к продаже готовился давно и целенаправленно. Еще в прошлом году он вел переговоры с Deutsche Bank, но не сошелся в цене. По мнению аналитиков, основная причина продажи бизнеса Импэксбанком не столько нехватка денег, сколько отсутствие видимых перспектив.
Банковские эксперты, правда, несколько скептически оценивают предстоящую сделку. «Начать хотя бы с депозитов, где Импэксбанк занимает лидирующие позиции, и это вроде бы совпадает с интересами Raiffeisen Bank, — считает руководитель банковского направления РА «Интерфакс» Михаил Матовников. — Одним из наиболее привлекательных продуктов Импэкса являются депозитные пластиковые карточки с процентной ставкой до 8 процентов годовых на остаток собственных средств. Такого нет ни у кого, у иностранцев — тем более: по пластиковым карточкам у них нулевые процентные ставки». Очевидно, что клиенты Импэксбанка пришли не за стабильностью и престижем, а за доходностью. А поскольку Raiffeisen, как как заявил нам близкий к сделке банкир, в процессе интеграции Импэксбанка будет внедрять свои правила игры и калькировать свои типовые продукты, очевидно, что процент по вкладам на карточке будет отменен. В лучшем случае это приведет к стагнации, в худшем — к уменьшению клиентской базы.
Что касается кредитования малого и среднего бизнеса, на которое Raiffeisen Bank возлагает большие надежды, то тут тоже не все просто. Смотря на корпоративные кредиты Импэксбанка, аналитики сомневаются, что многие из заемщиков пройдут кредитный комитет Raiffeisen — в силу их недостаточной прозрачности.
Приводить филиалы Импэксбанка к стандартам Raiffeisen — дело тоже весьма обременительное. Филиалы банка разношерстные, у них нет ни единой модели работы, ни единого корпоративного стиля. У многих офисы просто располагаются в подвалах. Переоборудовать их — занятие хлопотное и дорогостоящее. Не факт, что удастся все точки продаж заполнить бизнесом.
Из всего этого напрашивается вывод, что стоимость Импэксбанка несколько завышена. «Хозяева не прогадали. Стоимость покупки почти втрое превышает собственный капитал, и это отнюдь не низкая цена», — считает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Олег Солнцев.
Выигрыш же покупателя — под вопросом. Так, Михаил Матовников проводит аналогию с покупкой Ситибанком банка Handlowy в Польше. «Этот банк имел вроде бы сильные позиции на местном рынке, был чем-то вроде нашего ВТБ, но сделка оказалась неудачной. Именно из-за того, что после покупки из банка ушли его клиенты, которым новые продукты и новый стиль работы показались не очень интересными». В Польше Ситибанку купленную инфраструктуру пришлось заполнять новым бизнесом.
Покупка Импэксбанка показывает, что вектор интересов иностранных банков в России направлен в регионы и в сторону малого и среднего бизнеса.
Что же касается крупнейших российских банков, то у них, по мнению экспертов, больше желания проводить IPO и привлекать портфельных инвесторов, нежели продаваться стратегическим инвесторам. О планах провести IPO в 2006 году уже объявили Внешторгбанк и Росбанк.
Рубрика: Банки
Авторы: Екатерина Шохина
Источник: Журнал "Эксперт"
|