Россияне любят дорогие, но быстрые кредиты
Население начинает больше доверять небанковским микрозаймам. Согласно исследованию НАУМИР и Российского микрофинансового центра (РМЦ), с середины прошлого года наблюдается повышение интереса потребителей в получении таких кредитов. Темпы роста портфеля кредитов микрофинансовых организаций (МФО), выше, чем в банковском секторе: 12,33% против 5,97%.за II квартал 2011 года
Частные лица, как и малый бизнес, готовы переплачивать за более дорогие микрозаймы МФО, но при этом получать их без лишней проволочки.
По данным исследования, прирост среднего значения активного портфеля займов составил 12,33%. При этом риски, напротив, снижаются: средний показатель портфеля в риске более 30 дней (просрочки) упал с 7,60% (по состоянию на 1 июля 2010) до 5,84% (на 1 июля 2011 г). Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, при росте портфеля займов доля просроченных платежей как бы растворяется, а это всегда снижает совокупный риск. Во-вторых, сейчас наблюдается улучшение макроэкономической ситуации, в силу чего постепенно происходит реструктуризация и сокращение старого просроченного портфеля. «Мы также наблюдаем снижение риска портфеля компании, — отмечает Татьяна Юрина, гендиректор компании «Финотдел». — Оно основано на изменениях внутренних процедур работы на всех этапах. Более системными стали процедуры сбора и анализа информации, появились четкие требования к бизнесу клиентов и методики проведения финанализа для определения суммы займа». По словам участников рынка, риски и просрочка снижаются еще и по мере перестройки МФО своих бизнес-моделей.
Альтернативная замена
Средневзвешенная годовая процентная ставка по выданным МФО займам составила во II квартале 2011 года 28,1%. Для сравнения: ставка по рублевым кредитам топ-10 розничных банков начинается в среднем от 17,5%. Причем оперативно оформляемые кредиты выдаются под процент, в два раза превышающий ставку по обычному потребительскому кредиту. Средний размер микрозайма для бизнеса составляет 150 тыс. рублей, по Москве существенно выше — 650 тыс. рублей, потребительский микрозаем в среднем равен 60 тыс. рублей, оба вида микрокредитов берутся сроком на 6–24 месяца.
«Если сопоставить ценовую политику микрофинансовых организаций (МФО) с ценовой политикой большинства ритейловых банков, то существенную разницу вы вряд ли заметите, — утверждает Михаил Мамута, президент РМЦ. — Все дело в маленьком размере займов. Соответственно, если клиент возьмет взаймы на свой бизнес 100 тыс. рублей на один год, то разница в 5% составит 5 тыс. рублей в год, или 420 рублей в месяц. Даже для микробизнеса такая цифра не может быть существенной». С другой стороны, микрозаймы проще оформлять, поэтому здесь ниже издержки на подготовку документов и временные затраты. В целом для микрофинансирования маржа на уровне 12–20% считается приемлемой, на более низком уровне ее держать трудно из-за высоких затрат на обслуживание и формирование резервов.
Аудитории банков и микрофинансовых организаций практически не пересекаются, убежден Андрей Бахвалов, главный исполнительный директор компании «Домашние деньги». «У большинства населения России ежемесячный доход не подтвержден или достаточно низок для получения банковского кредита, — отмечает он. — Микрофинансовые организации это не смущает, поэтому они охотнее обеспечивают займами своих клиентов. Получить заем в МФО легче и быстрее, чем в банке. Система скоринга не такая жесткая, и решения о выдаче средств принимаются зачастую за один день».
Исследование НАУМИР не включают в себя так называемые «займы до зарплаты», которые в международной классификации называются Pay Day Loans (PDL). «Это очень маленькие и сверхкороткие займы (обычно до 15 дней и 15 тыс. рублей), — поясняет Михаил Мамута. — Они формально не относятся к микрозаймам, и здесь ценообразование сильно отличается от рынка микрофинансирования в целом». На такие займы приходится всего 3,3% от общей доли рынка микрофинансирования (400 млн рублей против 12 млрд рублей). По словам экспертов, этот вид кредитов берется, как правило, спонтанно, при возникновении чрезвычайной нехватки денежных средств, и возвращается через несколько дней. Сегодня PDL-компании регистрируются в основном как МФО или кредитные кооперативы. Для избежания неверной оценки рынка микрофинансовых организаций РМЦ и НАУМИР в июле этого года направил в Минфин предложение отдельно выделять в отчетности микрофинансовых организаций займы сроком до 30 дней и суммой до 30 тыс. рублей. Минфин одобрил данное предложение.
Рубрика: Банки
Источник: Маркер
|