(495) 699-17-43
(495) 699-89-66
www.dgbiz.ru





Покупка и продажа бизнеса
Профи, спекулянты, любители…

Покупка бизнеса — целое искусство. Если же говорить об инвесторах, приобретающих средние по масштабам бизнеса компании, их можно разделить на четыре группы — в зависимости от поставленных целей и способов их достижения. Это профильные участники рынка, иностранные инвесторы, спекулянты и, условно, «физические лица». Итак, по порядку.

Профильные игроки рынка. Наиболее мощная группа инвесторов, которые хорошо ориентируются в российских реалиях. Их цель — нарастить стоимость своего бизнеса, будь то увеличение выручки, доли на рынке или привлечение в состав холдинга уникальной технологической компании, что позволит увеличить устойчивость бизнеса, снизить затраты и т. д. Ожидаемый результат: предприятие становится более привлекательным для крупных инвесторов, а это, в перспективе, позволяет владельцам поднять стоимость бизнеса, вывести компанию на фондовый рынок… Особенность таких инвесторов — они всегда приобретают пакет не меньше контрольного (51%). Дело в том, что владение таким пакетом дает возможность включить купленное предприятие в общую консолидированную отчетность, это позволяет добиться увеличения чистой выручки и снижения затрат. Представители этой группы инвесторов, как правило, — профессионалы. Они стремятся управлять компанией, развивать бизнес, интегрировать новое предприятие в его структуру. Основные критерии, которыми они руководствуются при подборе объекта приобретения, — общая выручка фирмы и ее доля на рынке. Причем их вполне может заинтересовать и небольшая компания, работающая в узком сегменте или на локальном рынке.

Иностранные инвесторы. На рынке есть мнение, что иностранные инвесторы покупают лишь крупные компании. На самом деле это не так. Приобретение средней по размерам компании является для них возможностью выхода на российский рынок. Купив такого игрока, они могут не начинать бизнес с нуля, а развивать компанию, за счет своих корпоративных ресурсов выводя ее в лидеры отрасли. Сегодня зарубежные инвесторы все более внимательно присматриваются к средним страховым компаниям. Характерная особенность этой группы инвесторов в том, что покупают они, как минимум, контрольный пакет, а чаще всего стараются приобрести все 100% акций, чтобы избежать корпоративных войн с миноритариями. А поскольку они не слишком хорошо ориентируются в российских условиях, для подготовки сделок им приходится привлекать консультантов. Критерии отбора компаний здесь — абсолютная юридическая чистота фирмы, отсутствие каких бы то ни было скандалов и черных дел вокруг нее.

Спекулянты. Инвесторы, которые ищут объекты с высоким потенциалом роста, приобретают их, вкладываются в их развитие, помогают именем, деньгами, приводят инвесторов, а через два-три года перепродают другим, более крупным игрокам рынка. Но уже дороже. За счет этой разницы и живут. Классические «инвестбанковские» сделки. Впрочем, такие инвесторы сильно рискуют. Ведь в среднем бизнесе просчитать потенциал роста компании не так–то просто. Если в сырьевой или золотодобывающей промышленности, где порог входа составляет сотни миллионов долларов, оценить потенциал несложно (умножил запасы на прогноз и уже по итогам думаешь, вырастет стоимость актива или нет), то в среднем бизнесе вероятность ошибки много выше. Особенно развита сейчас покупка средних хайтековских компаний, потенциал роста которых в большинстве случаев огромен (доходность 50–60%), а входной барьер не высок — несколько десятков миллионов долларов. Особенность таких инвесторов в том, что они покупают не меньше блокирующего пакета (25% и более), а также требуют изменения юридических документов, чтобы получить возможность влиять на деятельность компании. Другая характерная черта: спекулянты делают ставку на активный пиар и хорошо разбираются в конкретных отраслях, поскольку должны уметь предвидеть перспективу рынка и отдельно взятой компании.

Физические лица. Чтобы объяснить, кого я имею в виду, приведу пример. Предположим, где–нибудь в Сибири бизнесмен выстроил гигантский лесопромышленный холдинг, отошел от фактического управления и перебрался в Москву. Но предпринимателем–то он остался! А значит, видит потенциал столичного рынка, но понимает, что на его завоевание ресурсов не хватит. Выход: подыскать компанию средней руки в области и купить ее. В итоге бизнесмен, во–первых, оказывается около московского рынка, а во–вторых, получает симпатичную игрушку. За счет наложения своего опыта, энергии и ресурсов основного бизнеса такой инвестор может вывести купленную среднюю компанию на довольно высокий уровень уже на столичном рынке. По сути, это будет второй или даже третий бизнес для него. Как таковых критериев выбора компаний у этой группы инвесторов нет. «Подвернулся симпатичный проект — купил. Нет — не купил». Все это очень характерно именно для физических лиц. Но уж если покупают, то обязательно все 100%. Иначе нет смысла!


Авторы: Михаил Кузнецов
Источник: "Бизнес-Журнал"