(495) 699-17-43
(495) 699-89-66
www.dgbiz.ru





Франчайзинг
Между «за» и «против».

Согласно имеющейся статистике, среди малых предприятий, стартующих в рамках франчайзинговой схемы, процент неудачников куда ниже, чем в целом по рынку. Однако и это не означает, что франшиза — что-то вроде беспроигрышной лотереи, где каждый билетик обязательно окажется счастливым. Будь так, в мире давно не осталось бы других видов малого бизнеса.

Преимущества и, увы, недостатки франчайзинга давно известны. Прежде всего, партнер-франчайзи получает право работать под раскрученной торговой маркой. Иными словами, в то время, пока соседний кооператив «Здоровая пища» лезет из кожи вон, чтобы сделать свою вывеску узнаваемой в городе, ваше предприятие, заключившее договор франчайзинга с известной фирмой, моментально приобретает колоссальную фору. Однако любое преимущество окажется временным, если не прилагать постоянных усилий для его сохранения. Ресторан быстрого питания, предлагающий посетителям второсортный фаст-фуд, рискует скоро потерять свою клиентуру. Она с удовольствием будет столоваться в той самой «Здоровой пище», невзирая на всяческие брэнды. Ведь брэнд — это многое, но далеко не все, что требуется для успеха в бизнесе.

Франчайзинг привлекателен тем, что в комплекте с брэндом здесь можно получить еще и детально проработанный план развития бизнеса — то, что именуется best practice (лучшие, отлично зарекомендовавшие себя методы и формы организации бизнеса). Однако и это — палка о двух концах. Во многих случаях держателям франчайзинговых сетей приходится бороться с этаким деловым инфантилизмом своих партнеров. Уверенных, будто неуклонное следование спущенным сверху шаблонам поведения как раз и является самым прямым путем к успеху. Однако не менее опасным выглядит здесь и излишний демократизм, способный быстро разрушить представления потребителей об уровне сервиса и обслуживания, связанные с конкретным брэндом. Так что франчайзинг — это еще и жесткие границы. В том числе территориальные.

Партнер-франчайзи может не ломать голову над ассортиментом и массой производственных вопросов — все они, кажется, решены заранее. Однако если «там, наверху» совершили ошибку и требуют выполнять план по сбыту непопулярной продукции, изменить что-либо почти невозможно. В то время как независимое предприятие способно мгновенно реагировать на изменение спроса, выводя на рынок новые товары, переделывая рецептуры или технологии производства.

Но, так или иначе, а интерес к применению франчайзинговых схем на российском рынке явно нарастает. Причем увеличивается не только количество франшиз, выставляемых на продажу, но и число соискателей. К тому же франчайзинг в России — это давно не новое, модное поветрие, а уже какая-никакая история. По крайней мере, первая франшиза (ну, или одна из первых) была продана в России компанией Baskin Robbins еще десять лет назад — в 1993-м.

В книжных магазинах нетрудно обнаружить десяток-другой монументальных монографий и порой весьма подозрительных брошюр, посвященных теории и практике франчайзинга. Все больше посетителей собирают специализированные выставки и ярмарки, где можно не только познакомиться с представителями франшизных брэндов и обсудить условия совместной работы, но и прямо на месте подписать контракт. Приглашения на семинары для будущих франчайзи разбрасываются спаммерами по миллионам адресов. Так что с точки зрения информированности о сути и возможностях франчайзинга российские предприниматели явно продвинулись вперед по сравнению с серединой девяностых. А ведь тогда многие были абсолютно уверены, что, например, франчайзинг от фирмы «1С» — что-то вроде очередной компьютерной программы.

Все больше ресурсов, посвященных франчайзингу, обнаруживается и в российском Интернете. Один из них — «Франчайзинг в России», доступный по адресу http://rarf.ru: проект является элементом комплексной системы информационной поддержки малого бизнеса и разработан Российской ассоциацией франчайзинга. Организация эта была создана в 1997 году пионерами российского франчайзингового сообщества как некоммерческое объединение, призванное содействовать формированию благоприятной правовой и экономической среды для распространения франчайзинга в России.

Все это можно считать одной из гарантий того, что информация, доступная на страницах портала, является достаточно объективной и адекватной. Что крайне важно, когда речь идет о таких тонких материях, как советы и рекомендации в области вложения средств и развития частного бизнеса.

Первая страница сайта отдана новостям из мира франчайзинга, анонсам, итогам заметных мероприятий (выставок, семинаров) и, как обычно, является «оглавлением» портала в целом.

В отдельном блоке собрана вся информация о РАФ, включая общие сведения, устав организации, список ее участников и текст «Этического кодекса». Отдельный раздел посвящен описанию сути франчайзингового бизнеса и адресован тем предпринимателям, которые лишь сегодня вдруг начали задумываться о плюсах и минусах франчайзинга как такового. В частности, авторы ресурса предлагают ответить на шесть ключевых вопросов, прежде чем принимать окончательное решение. Оказывается, для этого необходимо узнать, что такое франчайзинг, посетить пять (не меньше!) работающих франчайзинговых предприятий России и оценить собственную готовность взваливать на себя обязанности по управлению. Затем — посетить специализированный семинар по франчайзингу, внимательно изучить каталог франшиз и уж тогда приниматься за тщательное исследование приглянувшейся франшизы.

Тут же доступны краткие сведения о том, как развивается франчайзинг в России, в чем преимущества и недостатки такой формы ведения бизнеса, каковы обязанности сторон, а также приводится масса другой информации, начиная с психологических аспектов и заканчивая списком вопросов, которые в обязательном порядке следует задать франчайзеру, прежде чем ставить свою подпись под текстом договора.

Кроме того, на сайте открыт доступ к базам данных, которые РАФ ведет по поручению Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы. Каталоги можно просматривать последовательно и устанавливать фильтры, сокращая объем выдаваемой информации. Есть и система поиска.

Создатели сайта утверждают, что прилагают все силы к тому, чтобы аккумулировать в базах данных информацию обо всех действующих (и потенциальных) франчайзерах и франчайзи. Но, судя по всему, здесь еще многое предстоит сделать. А пока довольно типичной выглядит такая вот переписка в форуме:

— Есть ли опыт франчайзинга в секторе рекламы или издательского дела?

— Возможно, где-то есть. Но нам они не сообщали и в базу данных не вносили. Просим сообщить вашим знакомым о нашей базе данных на сайте!

Все как обычно: предприниматели крайне заинтересованы в том, чтобы беспрепятственно получать требуемую информацию. А вот каким образом мотивировать предоставление предприятиями информации о себе на публичных информационных ресурсах, до сих пор остается большим вопросом. Актуальным, судя по всему, и для «Франчайзинга в России».

Да, трудно утверждать, что жизнь на http://rarf.ru прямо-таки бурлит. Однако приятно, что страницы этого портала до сих пор не пропитались ядом скрытой рекламы, что, увы, давно стало типичным явлением для большинства «независимых» ресурсов Интернета. Проще говоря, здесь ничего не пытаются продать напрямую, кроме, разве что, самой идеи. А это подкупает.

Правила честного взаимодействия

(из «Этического кодекса» РАФ)

Франчайзер1:

- развивает свою бизнес-концепцию с успехом в течение разумного периода времени, имея как минимум одно пилотное предприятие, перед тем, как начать создание франчайзинговой системы;

- является владельцем или имеет легальные права на использование его торговой марки, товарного знака или других знаков отличия фирмы;

- предоставляет франчайзи первоначальное обучение и дальнейшую коммерческую и техническую поддержку в течение всего времени действия франчайзингового соглашения.

Франчайзи:

- делает все возможное для развития франчайзингового бизнеса и поддержания имиджа, идентичности и репутации данной франчайзинговой системы;

- предоставляет франчайзеру проверенную операционную информацию, для определения уровня и качества ведения бизнеса, а также финансовые отчеты, необходимые для эффективного управления; предоставляет франчайзеру и/или его уполномоченным агентам доступ в помещение франчайзи, а также доступ к документации по просьбе франчайзера в разумное время;

- не разглашает третьим сторонам информацию, представляющую собой ноу-хау франчайзера, как в течение времени действия соглашения, так и по его истечении.

Обязательства сторон

Стороны взаимодействуют между собой честно. Франчайзер письменно уведомляет франчайзи о каких-либо нарушениях соглашения и, если позволяет случай, дает время франчайзи на исправление этих нарушений.

Стороны должны стараться разрешать все противоречия, разногласия и споры открыто и честно, демонстрируя добрую волю, посредством прямого общения и переговоров.

Любые публикуемые материалы по отбору франчайзи, рекламные и другие материалы, содержащие прямые или косвенные ссылки на возможные будущие результаты, показатели доходов, ожидаемых франчайзи, являются объективными и не вводят в заблуждение. Объективность материалов по отбору франчайзи относится исключительно к публикуемым материалам, доступным общественности. Очевидно, что при обсуждении с франчайзи деталей ведения бизнеса франчайзеру приходится делать предположения, которые могут быть проверены лишь с течением времени.

Для того чтобы дать возможность франчайзи принять на себя какие-либо обязательства, обладая полным знанием, франчайзер предоставляет франчайзи экземпляр настоящего Этического Кодекса вместе с точно и достоверно представленной информацией о франчайзинговых взаимоотношениях в разумный период времени до вступления в эти взаимоотношения.

Франчайзер должен отбирать и принимать в систему новых франчайзи только после разумной проверки кандидатов и при наличии у них основных навыков, образования, личных качеств и финансовых ресурсов, достаточных для ведения франчайзингового бизнеса.

1 В оригинале – франчайзор. Однако в условиях не устоявшейся окончательно терминологии редакция «Бизнес-журнала» применяет термин «франчайзер», что созвучно с такими уже укоренившимися понятиями, как «ритейлер» или «мерчендайзер».


Авторы: Д. Викторов.
Источник: "Инфобизнес"